Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Боливийские Рихтгофены



Чакская война, юбилей которой сегодня отмечает прогрессивная общественность, была небогата на воздушные бои. За три года их произошло всего 14, из которых половина закончилась безрезультатно. В двух из оставшихся семи победы одержали парагвайцы, а в остальных пяти - боливийцы. У них был даже свой "полуас" Рафаэль Пабон, сбивший, согласно официальным боливийским данным, три вражеских самолета. Таким образом, на его счету более половины воздушных побед боливийских ВВС, впрочем, парагвайцы признают за Пабоном только двух сбитых.

Первый воздушный бой над Чако произошел 9 сентября 1932 года. Два боливийских истребителя Виккерс "Скаут" и двухместный многоцелевой самолет Виккерс "Веспа", также выступавший в роли истребителя, напали на пару "Потэзов", бомбивших боливийский форт Бокерон. Но сбить никого не удалось. Хотя, пилот одного "Потеза" плучил тяжелое ранение, его стрелок, взяв управление, привел поврежденную машину на аэродром.

Первый результативный бой был отмечен 4 декабря, когда Рафаэль Пабон на "Скауте" атаковал и сбил "Потез". Оба члена экипажа - пилот Трифон Бенитес и летнаб Рамон Альвадес Санчес - погибли, став первыми жертвами чакской воздушной войны.

12 июня 1933 года боливийцы, получив разведданные, что парагвайцы перебросили на прифронтовой аэродром Исла Пои пятерку новых истребителей "Фиат", совершили на него воздушный налет с участием пяти бомбардировщиков Кертисс "Оспри", трех истребителей Кертисс "Хок" и одного "Скаута". Однако парагвайцы, получив предупреждение от передового наблюдательного поста, успели поднять в воздух три истребителя, которые перехватили нападавших.

Завязался неравный бой, в котором пилот "Скаута" Луис Ривера расстрелял "Фиат", пилотируемый американским наемником Уолтером Гвинном. Летчик погиб, но прицельная бомбардировка была сорвана. "Оспри" сбросили бомбы с недолетом, развернулись и ушли за линию фронта. Больше никому из истребителей не удалось добиться успеха.

Следующий воздушный бой, о котором я нашел информацию, состоялся лишь через год, 8 июля 1934-го. Четверка "Потэзов" штурмовала аэродром Балливиан, где им с двух заходов удалось уничтожить и повредить на стоянках несколько "Оспри". Но при третьем заходе их самих атаковали два "Хока" и два "Оспри", прилетевших по тревоге с соседнего аэродрома и выступивших в роли истребителей. Стрелок одного из "Потезов" Якоб фон Застров, отражая атаку, сумел сбить "Оспри" под управлением майора Элиодоро Нерви, который через девять дней умер в госпитале. О судьбе его летнаба ничего не известно, возможно Нерви вылетел в бой в одиночку.

На "Потезах" трое членов экипажей получили ранения, но вся четверка бомбардировщиков вернулась на аэродром и благополучно приземлилась. Парагвайцы объявили результаты налета своим величайшим достижением и с тех пор отмечают 8 июля как День авиации.

12 августа при неудачной атаке очередного "Потеза" от огня воздушного стрелка погиб лучший боливийский пилот Рафаэль Пабон. Победу над ним записали на счет лейтенанта Рохелио Этчверри. А 14 ноября удача была на стороне боливийцев. Лейтенанты Альберто Аларкон и Эмилио Бельтран на "Хоках" сбили "Потез" сублейтенанта Васкеса. Пилот и стрелок выжили, но самолет был полностью разбит и не подлежал ремонту.

Несмотря на то, что боливийские истребители действовали в целом более успешно, чем их оппоненты, на исход войны это никак не повлияло. Впрочем, то же можно сказать про немецких истребителей Первой и Второй мировых войн.

На заставке - случайнео найденные в 2016 году в Чако обломки самолета, которые были идентифицированы парагвайцами как останки истребителя Рафаэля Пабона.

Далее - галерея самолетов Чакской войны. К сожалению - далеко не полная, потому что на многие машины я не нашел достаточно крупных и качественных цветных изображений.



Начнем с парагвайцев. Сверху - вниз:
Potez 25ТОЕ - самая распространенная боевая машина парагвайских ВВС времен Чакской войны.
Истребитель Wibault-72C1. Почему-то эти машины в Парагвае "не прижились" и почти всю войну прослужили в тыловой ПВО, ни разу не приняв участия в воздушных боях. Возможно у них были технические проблемы.
Итальянский истребитель FIAT CR-20 из эскадрильи Los Indios.
Итальянская летающая лодка Macchi M.18AR. Два таких гидросамолета парагвайцы использовали в качестве ночных бомбардировщиков.
Санитарный "Трэвел Эйр" М-6000Т-9 из крепости Нанава.
На врезке - один из вариантов парагвайских опознавательных знаков, применявшихся в ходе войны и представлявших собой красные звезды в белом круге с синим центром.


Теперь - боливийцы, у которых были очень тесные отношения с американской фирмой "Кертисс".
Двухместный многоцелевой боевой самолет Curtiss Falcon c двигателем жидкостного охлаждения.
Еще один Falcon с радиальным мотором "Райт-Циклон", усовершенствованным шасси и полузакрытой кабиной.
Разведчик и легкий бомбардировщик Curtiss C-14R Bolivian Osprey. Боливия заказала 26 таких машин, но из них поступило только 20, а остальные были задержаны из-за введенного США эмбарго на поставки вооружений участникам конфликта.
Истребитель Curtiss Hawk-II из эскадрильи Punta del Alas. Боливийцы приобрели девять таких бипланов.
Breguet Br.XIX с собственным наименованием Potosi. Боливийцы получили из Франции 10 таких самолетов.


Транспортные самолеты Боливия закупала в Германии. Вверху - трехмоторный Junkers Ju.52 3MGE, который использовался для эвакуации раненых.
Внизу - связной одномоторный Junkers F.13.

Источник: Боливийские Рихтгофены
Автор:
Теги: ВВС авиация Латинская Америка история экзотика

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства