Ровно 90 лет назад, 15 июня 1932 года отряд боливийских солдат под командованием майора Москоса захватил форт Карлос Антонио Лопес, который незадолго до этого возвели парагвайские солдаты на спорной равнине Гран Чако. Обе соседние страны считали ее своей, но это более 100 лет никого не волновало, пока там не нашли нефть. Это спроваоцировало самую крупную и наиболее кровопролитную войну ХХ века в Западном Полушарии.
Драка между парагвайским гербовым львом и боливийским кондором получилась на редкость бессмысленной и бестолковой. Три года нищий Парагвай, напрягая все силы, сражался со столь же нищей Боливией и в конце концов победил, но потом оказалось, что нефти в Чако ничтожно мало, а ее добыча экономически невыгодна. Прежде чем это выяснилось, погибли от 35 до 50 тысяч парагвайцев (почти 10% мужского населения страны!) и от 60 до 90 тысяч боливийцев. С точностью подсчета потерь у обеих сторон дела обстояли неважно.
Кроме того, обе страны по уши погрязли во внешних долгах, что на десятилетия затормозило их экономическое развитие. Впрочем, для парагвайского народа победа означала избавление от тяжелой психологической травмы, которую нанес ему страшный разгром в
Вместе с тем надо заметить, что события, печальные для их участиников, нередко бывают интересными для тех, кто наблюдают за ними со стороны или изучают их в историческом аспекте. Ну а поскольку мой блог в первую очередь - авиационный, поговорим об авиации. Чакская война стала первой и пока единственной войной в Южной Америке, в которой самолеты сыграли весьма существенную роль.
Их там было немного - не более сотни с обеих сторон, но использовались они очень интенсивно, разнообразно и с полной отдачей. Отмечались бомбардировки и штурмовки вражеских позиций, воздушные бои и разведывательные рейды, активно действовали "воздушные санитары" и транспортники.
Особенно привлекательно для историка широкое разнообразие типов боевых и транспортных самолетов, поскольку боливийцы и парагвайцы закупали авиатехнику везде, где только можно: в США, Англии, Франции, Италии, Германии и даже в Швеции. Порой приобретались редкие малосерийные машины, от которых по разным причинам отказались военные этих стран. Некоторые аэропланы, примененные на этой войне, не "засветились" больше нигде, а об их существовании знают только специалисты. Давайте глянем на эти машины.
Разведчик и легкий бомбардировщик "Потэз-25" - самая многочисленная машина парагвайских ВВС времен Чакской войны. Таких самолетов у Парагвая имелось аж целых 14 штук, закупленных в 1929 году.
Одновременно с "Потэзами" парагвайцы купили во Франции семь цельнометаллических истребителей-парасолей "Вибо-73". На фото видны два из них.
Парагвайские летчики возле истребителя "Фиат" CR.20. Этих итальянских самолетов у них имелось всего пять штук, сведеннх в эскадрилью Los Indios ("Индейцы"). На одном из них воевал российский эмигрант, бывший пилот Балтфлота Владимир Парфененко, возможно, он есть среди этих людей.
Командир "индейцев" майор Леонардо Апонте у своего самолета, на борту которого нарисована эмблема эскадрильи.
Парагвайская патрульная летающая лодка "Савойя-Марчетти" S-59bis.
Еще один парагвайский гидроплан итальянского производства "Макки" M18AR возле ангара в Асунсьоне. В конце войны его применяли как ночной бомбардировщик.
Два американских пассажирских "Трэвел Эйра" М-6000Т-9 использовались парагвайцами в качестве санитарных машин. На снимке - один из них, на его борту, справа от двери, написано название парагвайского форта Нанава. Вероятно, самолет был закреплен за этим фортом.
Если парагвайцы предпочитали закупать боевые самолеты во Франции и в Италии, то боливийцы, в основном, были клиентами английских и американских авиафирм. На двух верхних снимках - многоцелевые боевые самолеты Кертисс "Циклон-Фолкон" производства США, приобретенные Боливией в количестве 10 экземпляров.
Разведчик и легкий бомбардировщик Кертисс-Райт CW-14 "Боливиан Оспри". Боливийцы закупили в США 20 таких машин двумя партиями по 12 и 8 штук.
Боливийские летчики возле "Оспри" с подвешеннной бомбой.
Английский легкий бомбардировщик Виккерс-149 "Веспа" с боливийскими ОЗ. К началу войны у Боливии было девять таких самолетов, через год осталось три. К сожалению, более качественной фотки я не нашел.
Американские истребители-бомбардировщики Кертисс "Хок-II" Боливия закупила уже во время войны. В начале 1930-х годов они считались вполне современными и передовыми машинами. Денег у боливийцев хватило на шесть штук.
Боливийский летчик-истребитель лейтенант Клаудио Лопес и его механик возле "Хока". Под нижним крылом видны бомбовые подвески.
Три "Юнкерса" К-43 шведского производства, купленные в 1934 году, боливийцы использовали как транспортники и легкие бомбардировщики, о чем свидетельствуют крепления для мелких бомб под крылом.
Еще один снимок боливийского "Юнкерса" К-43. На крыше фюзеляжа видна пулеметная турель.
Несмотря на то, что Франция снабжала авиатехникой Парагвай, боливийцы тоже приобрели там семь легких бомбардировщиков "Бреге-19". На снимке - одна из этих машин с надписью "Батальон Колорадос" на борту. Поначалу боливийские "Бреге" были серебристыми, а потом их перекрасили в зеленый цвет.
Последним боливийским приобретением в области авиации, сделанным до того как Лига наций наложила эмбарго на поставки вооружений обеим воюющим сторонам, стали три трехмоторных транспортника "Юнкерс" Ju-52M3. Их использовали для армейских перевозок и эвакуации раненых. Это были самые крупные самолеты, применявшиеся на Чакской войне.
Комментарии (0)