- Рабинович, у вас много денег?
- Ну, как вам сказать...
- Ну, например, "Волгу" купить можете?
- Таки да, но зачем мне столько воды?
Этот бородатый анекдот, наглядно показывает, каково было в СССР отношение к автомобию "Волга". Он воспринимался как некий символ сказочного богатства, предмет гордости тех немногих, у кого он был, и зависти - всех остальных. А вспомнил я о нем, потому что ровно 65 лет назад, 10 октября 1956 года, с конвейера Горьковского завода сошел первый серийный экземпляр автомобиля ГАЗ-21 "Волга".
В за последующие 14 лет было построено еще около 640 тысяч экземпляров, таким образом, ГАЗ-21 стал первым по-настоящему массовым советским автомобилем "престижного класса", поступившим в свободную продажу. Впрочем, в продажу поступило порядка 400 тысяч, а остальные использовались в качестве служебных самыми разными ведомствами - от милиции до таксопарков и "скорой помощи", а также - в качестве персоналок чиновников среднего ранга. Кроме того, несколько десятков тысяч ушли на экспорт.
Таким образом, "Волгу" даже теоретически мог приобрести лишь каждый 500-й советский гражданин, которого не отпугивала ее бешеная цена. Нет, поначалу-то она была вполне "гуманной". До денежной реформы 1961 года "Волги" продавались по 17400 рублей "старыми", то есть, всего за 1740 рублей "новыми".
Однако, вопреки заявлениям правдивой советской пропаганды о том, что реформа не привела к росту цен, с 1961 года розничная цена на "Волгу" составляла уже не 1740, а 5100 рублей, то есть, ее разом взвинтели втрое! Но и этим дело не кончилось: к 1965 году мечта советского обывателя подорожала до 6455 рублей. А среднемесячная зарплата в том же 1965 году составляла 94 рубля.
Таким образом, чтобы скопить на "Волгу", среднестатистический строитель коммунизма должен был пахать 68 месяцев или более 5,5 лет, не тратя при этом ни копейки. Поэтому покупка "Волги" продавцом универмага Семицветовым из фильма "Берегись автомобиля" (а зарплата продавцов тогда была ниже среднестатистической и получал он от силы рублей 70) была в принципе невозможна, если он не вор и не спекулянт. Собственно, это и показано в фильме.
Кстати, надо отметить один интересный нюанс. Предыдущая советская "крутая тачка" ГАЗ-М-20 "Победа" в середине 1950-х годов продавалась по 16000 рублей "старыми", а средняя зарплата составляла около 700 рублей. Следовательно, обладатель средней зарплаты, питаясь святым духом и одеваясь с помойки, мог накопить на "Победу" всего за два года. В 2,5 раза быстрее, чем на "Волгу" в следующем десятилетии.
Стало быть, по мере приближения "горизонта коммунизма" советские люди становились не богаче, а наоборот, беднее, поскольку цены росли гораздо быстрее, чем зарплаты. Впрочем, надо оговориться, что это относилось, в основном, к ценам на "предметы роскоши", к которым тогда относили частные автомобили. Ведь простому гражданину, по мнению мудрого руководства, автомобиль был не нужен, ему вполне хватало общественного транспорта, который был почти бесплатным.
Однако при Брежневе тенденция поменялась и зарплаты начали расти быстрее цен на "роскошь". Закономерным следствием стал бурный рост дефицита и очередей, так как производство не поспевало за спросом. К середине 70-х в очередь на "Волгу" (следующей модели ГАЗ-24) записывались уже за пять - шесть лет, хотя ее розничная цена достигла 9450 рублей, а к середине 80-х она выросла до 15900 рублей. Однако у перекупщиков эти машины в нормальном состоянии можно было взять без очереди за 30-35 тысяч. Впрочем, это уже другая история.
"Волга" первой модели на предназначенном для иностранных покупателей рекламном плакате 1950-х годов.
При разработке ГАЗ-21 использовались технические, технологические и дизайнерские решения, воплощенные в нескольких американских автомобилях начала 1950-х годов. Но больше всего было позаимствовано у "Форда-Мэйнлайна" образца 1953 года, который в следующем году был закуплен для изучения и копирования Горьковским автозаводом.
Сравните с верхним снимком и оцените степень родства.
Позже дизайн машины немного изменился. С капота исчез знаменитый олень, который при наездах на пешеходов работал как хирургический нож, а оформление радиатора сменилось на решетку "китовый ус". Черный цвет машины символизировал высокий социальный статус владельца.
Комментарии (0)