Александр Беляев, родившийся в Смоленске в 1884 году, стал одним из пионеров и наиболее значимых советских писателей-фантастов. С детства его тянуло ко всему необычному: он увлекался фотографией, осваивал язык эсперанто и даже сконструировал стереоскопический проекционный фонарь. Несмотря на то, что его религиозные родители прочили ему духовную карьеру, Беляев покинул семинарию убежденным атеистом и погрузился в мир театра, а затем и юриспруденции
В 1924 году в Москве началась его литературная карьера. Научно-фантастические произведения Беляева быстро обрели популярность, они публиковались в газетах и журналах. Всего Александр Романович написал более 70 романов и повестей, в которых предвосхитил огромное количество будущих изобретений, считая, однако, многие из этих идей «научно несостоятельными». В их числе – выход человека в открытый космос, подводная съемка, трансплантология и многое другое.
Хотя сам Беляев скептически относился к научной состоятельности многих своих идей, его работы вдохновили поколения читателей и стали благодатной почвой для кинематографа.
1. «Человек-амфибия», 1961 год
«Человек-амфибия» – первая и, пожалуй, самая известная экранизация произведений Александра Беляева. Роман о человеке с легкими и жабрами акулы был вдохновлен французским произведением «Человек, который может жить в воде». Но Беляев придал истории более гуманистический характер, превратив безумного ученого в светило мировой науки.
Фильм рассказывает историю Ихтиандра (Владимир Коренев), юноши, которому гениальный доктор Сальватор (Николай Симонов) пересадил жабры акулы, чтобы спасти его от смертельной болезни. Благодаря этой операции Ихтиандр теперь может жить как на суше, так и под водой. Его появление в прибрежных водах Буэнос-Айреса вызывает страх и панику среди местных рыбаков и ловцов жемчуга. Амбициозный и жестокий Педро Зурита (Михаил Козаков) решает поймать загадочное существо, чтобы использовать его в своих корыстных целях
Однажды Ихтиандр спасает от акулы тонущую красавицу Гуттиэре (Анастасия Вертинская), дочь старого рыбака Бальтазара (Анатолий Смиранин). Эта встреча становится роковой для обоих. Дальнейшее развитие событий ведет к драматическому финалу, где переплетаются любовь, предательство, жажда наживы и стремление к свободе.
2. «Продавец воздуха», 1967 год
Повесть «Продавец воздуха», впервые опубликованная в 1929 году, считается одним из самых захватывающих произведений в жанре фантастики. По сюжету фильма английский магнат мистер Бэйли (Артем Карапетян) решает монополизировать воздух, создавая подземный завод в северной части Тихого океана, на котором засасываемый воздух превращается в твердые шарики. Теперь их можно продавать, но на предприятие неожиданно попадают советские метеорологи Виктор (Геннадий Нилов) и Николай (Александр Суснин), которые готовят заговор против опасной задумки Бейли, чтобы спасти человечество от гибели.
В фильме также снимались Глеб Стриженов, Валентина Титова, Павел Кадочников, Геннадий Нилов, Евгений Жариков и многие другие.
3. «Завещание профессора Доуэля», 1984 год
Фильм «Завещание профессора Доуэля» является второй по популярности экранизацией произведений Александра Беляева. Он основан на одноименном романе писателя, который впервые был опубликован в 1925 году. Сам роман, рассказывающий о сумасшедшем ученом, который оживляет головы погибших людей и дает им новые тела, был написан писателем под сильным впечатлением от личного опыта: он два года пролежал в гипсовом корсете обездвиженным, что дало ему уникальное понимание состояния «головы без тела». Расширенный из рассказа в роман, «Завещание профессора Доуэля» имел небывалый успех и многократно переиздавался еще при жизни Александра Романовича.
Режиссером экранизации выступил Леонид Менакер. Важно отметить, что история на экране очень сильно отличается от романа, из которого позаимствовали лишь главных героев и некоторые идеи. Менакер привнес в фильм свои интерпретации, и, как часто отмечается, некоторые сюжетные решения были переняты из американского фильма ужасов Джозефа Грина «Мозг, который не мог умереть» (1962).
В картине снимались Ольгерт Кродерс, Игорь Васильев, Валентина Титова, Наталья Сайко, Николай Лавров, Александр Пороховщиков и многие другие.
4. «Остров погибших кораблей», 1987 год
Фильм был снят по мотивам одноименного романа «Остров погибших кораблей», который изначально был антиутопическим рассказом о выживших после кораблекрушения, оказавшихся на острове, полном обломков кораблей. Интересно, что изначально Беляев написал рассказ, вольно пересказав американский фильм «Остров погибших кораблей» 1923 года, однако затем расширил историю до полноценного независимого произведения.
Экранизация 1987 года превратила фантастическую историю в двухсерийный жизнерадостный мюзикл. Главный герой Володя (Гедиминас Сторпирштис) случайно попадает сначала в Марсель 1928 года, а затем вместе с инспектором Джимом Симпкинсом (Николай Лавров) и очаровательной Вивиан Кингман (Лариса Белогурова) оказывается на затерянным острове, населенном поющими и танцующими моряками и пиратами. Музыкальные номера за кадром исполнили такие артисты, как Лариса Долина, Николай Носков, Владимир Пресняков, Павел Смеян, Сергей Минаев, ансамбль «Иверия» и другие.
5. «Дожди в океане», 1994 год
Фильм «Дожди в океане» является второй экранизацией романа «Остров погибших кораблей», но значительно отличается от более известной версии 1987 года. Если первый фильм был мюзиклом, то «Дожди в океане» представляют собой камерную драму-антиутопию. В основу сюжета легли только первые главы романа, что позволило сконцентрироваться на совершенно иной стилистике и тематике. В результате получилась глубокая история о потере человеком ориентиров, связи с самим собой и миром в целом.
Изначально планировалось, что снимать будут на огромном кладбище кораблей в Приморье, что придало бы фильму особую атмосферу. Однако из-за отсутствия финансирования эти планы не осуществились. В итоге события фильма были перенесены на одинокую баржу в океане. Это вынужденное изменение локации, по иронии судьбы, только усилило ощущение изоляции и отчаяния, которое стремился передать режиссер. Виктор Аристов не успел завершить работу над своим фильмом и на помощь пришел Юрий Мамин, который довел съемки до конца
Самые известные фильмы, снятые по произведениям Александра Беляева
Комментарии (0)