
В дополнение к
Все началось с того, что местный изобретатель Роберт Уильям Томсон в 1869 году наладил вывоз угля с шахт на разработанном им грузовом автопоезде, изображение которого помещено на заставке . Вскоре его посетила мысль о том, что локомотив этого поезда вполне годится для перевозки не только грузов, но и пассажиров, надо только разработать соответствующий вагон.

И уже через год первый паровой автобус Томсона вышел на испытания. Он представлял собой большую двухэтажную "двуколку" с массивными колесами, прицепленную к трехколесному паровозу. Машина, получившая название "Нью Фаворит", весила 19 тонн и могла перевозить до 40 человек: 16 на первом этаже, где в салоне стояли мягкие диваны, и 24 — на втором, где вдоль открытых бортов шли простые деревянные лавки. Двигатель развивал мощность 10 л.с, чего было достаточно для движения по ровной дороге со скоростью до 12 км/ч.

В 1871 году появился второй автобус с усовершенствованным локомотивом, получившим крышу. Он был заказан колониальным правительством Индии, но по какой-то причине остался в Шотландии, где и стал возить пассажиров.

Рисунок "индийского" автобуса Томсона из октябрьского номера журнала The Engeneer за 1871 год.

Фотография еще одного томсоновского безрельсового локомотива, получившего название The Derwent. Его шины были впервые в мире изготовлены из литой резины, то есть, из натурального каучука, что обеспечило более плавный ход, чем на деревянных или железных колесах.

И его технический рисунок. Левое ведущее колесо условно не показано. По проектам Томсона в 1869-1877 годах в Шотландии построили 32 "уличных паровоза" с двигателями мощностью от восьми до 12 лошадиных сил. Последние из них изобретатель уже не увидел, поскольку он умер в 1873 году.

Очередной "уличный паровоз" Томсона с оригинальными пружинными ободами-амортизаторами на ведущих колесах.

В 1873 году в городе Тетфорд был построен безрельсовый локомотив Чарльза Баррела. Тоже трехколесный, но — с горизонтальным котлом. Позже его купило турецкое правительство и, по некоторым данным, он использовался в качестве тягача на русско-турецкой войне 1877-78 годов.



Еще один шотландский паровой омнибус, спроектированный инженером Леонардом Тоддом, был назван "Эдинбургом" и запатентован в 1872 году. Он был меньше "Пионера", но опирался на четыре колеса и имел аж две дымовые трубы. Правда, мне не удалось выяснить, был ли он построен или так и остался на бумаге.

А вот этот интересный паровой микроавтобус на шестерых пассажиров, разработанный инженером Чарльзом Рэндольфом из Глазго, был воплощен в металле и даже экспонировался на всемирной выставке в Филадельфии. Машина, построенная в 1872 году, весила 4,5 тонны и была оснащена двумя двухцилиндровыми паровыми двигателями, каждый из которых работал на одно заднее колесо, сообщая экипажу скорость 10 км/ч.
Как видно на фото и на рисунке из американского журнала Scientific American, мистер Рэдклифф был первым в мире автоконструкотором, который позаботился об удобстве для водителя, сделав для него закрытую кабину. Кроме того, его "карета" была впервые в мире оснащена зеркалом заднего вида. Но, к сожалению, она не заинтересовала покупателей, так и оставшись в единственном экземпляре.
Комментарии (0)