Ровно 85 лет назад, 27 декабря 1936 года впервые поднялся в воздух первый опытный экземпляр стратегического бомбардировщика АНТ-42, он же ТБ-7, он же Пе-8. Самолет был создан на замену быстро устаревающего "стратега"
В постсоветской России, после выхода книги беглого разведчика Владимира Резуна "День М", посвященной подготовке СССР ко Второй мировой войне, АНТ-42 приобрел весьма скандальную репутацию. Резун, в частности, писал, что с помощью этого самолета Сталин якобы мог легко и непринужденно предотвратить войну. Для этого ему надо было распорядиться построить тысячу таких бомбардировщиков, чтобы насмерть запугать Гитлера и заставить его отказаться от агрессивных намерений. Вот прямая цитата:
"Имея тысячу неуязвимых (???) ТБ-7, любое вторжение можно предотвратить. Для этого надо просто пригласить военные делегации определенных стран и в их присутствии где-то в заволжнской степи высыпать со звенящих высот ПЯТЬ ТЫСЯЧ ТОНН БОМБ (выделено автором) и объяснить: к вам это отношения не имеет, этот сюрприз мы готовим для столицы того государства, которое решится на нас напасть. (...)
Так могли бы говорить сталинские дипломаты, если бы Советский Союз имел 1000 ТБ-7. Но Сталин от тысячи ТБ-7 отказался. А тысяча ТБ-7 это как ядерная ракета, наведенная на столицу противника. Мощность такова, что для потенциального агрессора война теряет смысл. Итак, одним росчерком сталинского пера под приказом о серийном выпуске ТБ-7 можно было предотвратить германское вторжение на советскую территорию". Конец цитаты.
Показательно, что у многих людей, воспитанных советской пропагандой, этот бред зашел "на ура", а есть и такие, кто верят в него до сих пор. Хотя, сейчас любой человек при желании легко может узнать, что американцы и англичане применили во Второй мировой войне против Германии не тысячу, а десятки тысяч тяжелых стратегических бомбрдировщиков, однако, это вовсе не заставило Гитлера капитулировать. Победа была достигнута на земле, а не в воздухе, несмотря на то, что на Германию было сброшено не пять и даже не пятьдесят тысяч, а более двух миллионов тонн бомб.
Одних только четырехмоторных "Либерейторов" американцы построили 18,5 тысяч, к которым надо добавить почти 13 тысяч "Летающих крепостей", 7,5 тысяч английских "Ланкастеров" и 6 тысяч "Галифаксов". Итого - 45 тысяч стратегических бомбовозов, из которых подавляющее большинство применялось в Европе.
Разумеется, Резун не мог не знать об этих цифрах, а также - о том, что на их фоне тысяча или даже две тысячи ТБ-7 выглядели бы просто смехотворно. И утверждать, что с помощью этой тысячи СССР мог бы предотвратить войну, может лишь дебил или лжец. Но Резун явно не дебил, значит, остается только второй вариант.
Я уж не говорю о том, что постройка тысячи таких дорогих, сложных и высокотехнологичных изделий, как ТБ-7 (себестоимость производства - 2 миллиона рублей за штуку), для предвоенного СССР была далеко не тривиальной задачей. Ради этого ему пришлось бы пор принципу "тришкиного кафтана" перераспределять людские и материальные ресурсы (двигатели, алюминий и т.д.), которые в реале были направлены на развитие других родов авиации - истребительной, штурмовой и фронтовой бомбардировочной. Ведь один ТБ-7 стоил примерно столько же, сколько 40 истребителей И-16 или 10 бомбардировщиков СБ.
В результате СССР оказался бы в положении предвоенной Польши, которая капитально вложилась в дорогие и амбициозные бомбардировщики "Лось", оставшись без современных истребителей, из-за чего она не смогла эффективно защищать от налетов Люфтваффе свои города и военные объекты. А замечательные "Лоси" (прозвище "полмиллиона злотых на ветер") никакой роли в войне не сыграли.
В общем, отказ от массового производства ТБ-7, которых до войны построили всего 35 штук, был вполне логичным и обоснованным решением, вне зависимости от того - хотел Сталин предотвратить войну или наоборот - стремился к ней. Оно было основано на реальных возможностях советской экономики в целом и авиапрома - в частности.
На создание массового флота таких бомбовозов СССР, в отличие от США и Великобритании, был попросту неспособен. Кстати, Германия тоже оказалась на это неспособной. А рассуждения о том, что Пе-8 мог бы стать "терминатором", остановившим Гитлера, расчитаны на людей совсем недалеких и малограмотных. К сожалению, у нас таких много.
Кстати, о "неуязвимости" Пе-8. Для первого налета на Берлин в ночь с 10 на 11 августа 1941, в котором участвовали эти машины, было отобрано 12 самых лучших экземпляров, но из них смогли взлететь только восемь. Один из восьми разбился на взлете из-за отказа двух двигателей.
Над Германией отбомбились шесть самолетов, четыре из них были сбиты немецкими или собственным зенитками. Еще два бомбардировщика совершили вынужденные посадки на своей территории. На аэродром вылета не вернулся никто. Таким образом, потери в одном ночном боевом вылете составили 75 процентов, это без преувеличения катастрофический показатель.
На заставке - Пе-8 с радиальными двигателями АШ-82 и пятитонной бомбой - самым тяжелым авиационным боеприпасом, применявшимся советской авиацией во Второй мировой войне. Для ее подвески створки бомболюка приходилось снимать.
Первый экземпляр АНТ-42 и серийная машина в "зимне-ночном" камуфляже 1942 года.
Пе-8 идет на взлет.
Пе-8, на котором в 1942 году в Англию прилетела советская делегация во главе с Молотовым.
Пе-8 на аэродроме.
Комментарии (0)