Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Сталинский цап-царап



Ровно 75 лет назад, 19 мая 1947 года. впервые поднялся в воздух советский тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-4 (первоначальный индекс Б-4). Его постройка стала настоящим технологическим прорывом в нашем авиапроме, а многие вещи (например, большая гермокабина, дистанционно управляемые башенные турели и бортовой компьютер, автоматически вносивший поправки на параллакс целей) были в нем воплощены впервые в СССР.

Впрочем, люди мало-мальски знакомые с историей авиации, знают, что Ту-4 фактически являлся "пиратской" копией американского тяжелого бомбардировщика "Боинг" В-29 "Суперфортресс", запущенного в серию в 1943 году.

После нескольких не малоудачных попыток создать собственный аналог "Суперфортресса" товарищ Сталин дал команду просто его скопировать. На эту тему существует легенда (а может, не легенда), что приглашенный на совещание в Политбюро, где принималось решение о клонировании В-29, авиаконструктор Туполев заявил, что он сможет сделать лучше, на что вождь ответил: "Нэ надо лучше, делайте точно такой же!"

Он понимал, что попытки внесения усовершенствований, во-первых, затянут сроки проектирования, а во-вторых, могут иметь непредвиденные негативные последствия. И сталинский наказ был исполнен, вплоть до того, что в пилотской кабине установили пепельницу, такую же, как на В-29, хотя, в советских самолетах курить запрещалось.

Впрочем, кое-какие отклонения от оригинала все-таки были. В частности, защитное вооружение было усилено путем замены крупнокалиберных пулеметов на 20-миллиметровые пушки Б-20, а затем - на еще более мощные НР-23, что потребовало усиления конструкции фюзеляжа, так как эти пушки обладали более сильной отдачей.

Американцы были удивлены тем как быстро "советы" сумели скопировать сложную и высокотехнологичную машину, не имея на нее технической документации, а лишь воспользовавшись несколькими образцами, совершившими вынужденные посадки на территории СССР из-за потери ориентировки, либо - из-за боевых повреждений, полученных в налетах на Японию.

Однако это их не сильно обеспокоило, поскольку в 1947 году уже был построен и проходил испытания шестимоторный стратегический бомбардировщик В-36 "Писмейкер", обладавший гораздо боле высокими, чем В-29, летными и боевыми характеристиками. Интересно, что В-36 поступил на вооружение в 1949 году, практически одновременно с Ту-4, сразу сделав его морально устаревшим.

Тем не менее, Ту-4 выпускался до 1953 года. Интересно, что в разных источниках существует большой разброс относительно количества построенных машин. Мне встречались цифры 847, 1195 и даже 1296. Не знаю, какая из них верная, но в любом случае он стал самым массовым тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком в истории российско-советской авиации, а также - первым советским носителем атомных бомб.

В начале 1950-х Ту-4 стал символом воздушной мощи Советского Союза и в этом качестве его рисовали на пропагандистских плакатах. Но к концу того же десятилетия, в наступившей эпохе реактивной авиации, устарелость Ту-4 стала очевидной и безнадежной. К 1960 году большинство "сталинских стратегов" было списано и отправлено на переплавку. Некоторое количество экземпляров передали в Полярную авиацию и в "дружественный" Китай, где они прослужили до начала 1990-х.   

На заставке - Ту-4 в экспозиции Монинского музея авиации. Интересно, что это одна из машин, которые в 1956 году летали бомбить восставший Будапешт, но, когда самолеты уже находились над территорией Румынии, приказ был внезапно отменен и экипажи вернулись на базу.


Плакат 1951 года, на котором без труда угадываются Ту-4.


Источник: Сталинский цап-царап
Автор:
Теги: США ВВС холодная война ссср авиация история

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства