Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Сталинский цап-царап



Ровно 75 лет назад, 19 мая 1947 года. впервые поднялся в воздух советский тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-4 (первоначальный индекс Б-4). Его постройка стала настоящим технологическим прорывом в нашем авиапроме, а многие вещи (например, большая гермокабина, дистанционно управляемые башенные турели и бортовой компьютер, автоматически вносивший поправки на параллакс целей) были в нем воплощены впервые в СССР.

Впрочем, люди мало-мальски знакомые с историей авиации, знают, что Ту-4 фактически являлся "пиратской" копией американского тяжелого бомбардировщика "Боинг" В-29 "Суперфортресс", запущенного в серию в 1943 году.

После нескольких не малоудачных попыток создать собственный аналог "Суперфортресса" товарищ Сталин дал команду просто его скопировать. На эту тему существует легенда (а может, не легенда), что приглашенный на совещание в Политбюро, где принималось решение о клонировании В-29, авиаконструктор Туполев заявил, что он сможет сделать лучше, на что вождь ответил: "Нэ надо лучше, делайте точно такой же!"

Он понимал, что попытки внесения усовершенствований, во-первых, затянут сроки проектирования, а во-вторых, могут иметь непредвиденные негативные последствия. И сталинский наказ был исполнен, вплоть до того, что в пилотской кабине установили пепельницу, такую же, как на В-29, хотя, в советских самолетах курить запрещалось.

Впрочем, кое-какие отклонения от оригинала все-таки были. В частности, защитное вооружение было усилено путем замены крупнокалиберных пулеметов на 20-миллиметровые пушки Б-20, а затем - на еще более мощные НР-23, что потребовало усиления конструкции фюзеляжа, так как эти пушки обладали более сильной отдачей.

Американцы были удивлены тем как быстро "советы" сумели скопировать сложную и высокотехнологичную машину, не имея на нее технической документации, а лишь воспользовавшись несколькими образцами, совершившими вынужденные посадки на территории СССР из-за потери ориентировки, либо - из-за боевых повреждений, полученных в налетах на Японию.

Однако это их не сильно обеспокоило, поскольку в 1947 году уже был построен и проходил испытания шестимоторный стратегический бомбардировщик В-36 "Писмейкер", обладавший гораздо боле высокими, чем В-29, летными и боевыми характеристиками. Интересно, что В-36 поступил на вооружение в 1949 году, практически одновременно с Ту-4, сразу сделав его морально устаревшим.

Тем не менее, Ту-4 выпускался до 1953 года. Интересно, что в разных источниках существует большой разброс относительно количества построенных машин. Мне встречались цифры 847, 1195 и даже 1296. Не знаю, какая из них верная, но в любом случае он стал самым массовым тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком в истории российско-советской авиации, а также - первым советским носителем атомных бомб.

В начале 1950-х Ту-4 стал символом воздушной мощи Советского Союза и в этом качестве его рисовали на пропагандистских плакатах. Но к концу того же десятилетия, в наступившей эпохе реактивной авиации, устарелость Ту-4 стала очевидной и безнадежной. К 1960 году большинство "сталинских стратегов" было списано и отправлено на переплавку. Некоторое количество экземпляров передали в Полярную авиацию и в "дружественный" Китай, где они прослужили до начала 1990-х.   

На заставке - Ту-4 в экспозиции Монинского музея авиации. Интересно, что это одна из машин, которые в 1956 году летали бомбить восставший Будапешт, но, когда самолеты уже находились над территорией Румынии, приказ был внезапно отменен и экипажи вернулись на базу.


Плакат 1951 года, на котором без труда угадываются Ту-4.


Источник: Сталинский цап-царап
Автор:
Теги: США ВВС холодная война ссср авиация история

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Цап-царап (если Вас укусили)
Цап-царап (если Вас укусили)
0
Сад огород дача и все самое интересное 01:30 01 окт 2016
Дизайн трёхкомнатной квартиры: стиль «сталинский ампир» для мужчины-консерватора
Дизайн трёхкомнатной квартиры: стиль «сталинский ампир» для мужчины-консерватора
0
Дизайны квартир для жизни 11:00 09 авг 2016
Обзор портативного ЦАП и усилителя для наушников Encore mDAC
Обзор портативного ЦАП и усилителя для наушников Encore mDAC
0
Новости высоких технологий 12:30 06 авг 2016
Обзор портативного ЦАП с усилителем для наушников CEnrance DACPortable
Обзор портативного ЦАП с усилителем для наушников CEnrance DACPortable
0
Новости высоких технологий 15:30 22 фев 2017
Обзор ЦАП с усилителем для наушников NuPrime DAC-10H
Обзор ЦАП с усилителем для наушников NuPrime DAC-10H
0
Новости высоких технологий 16:30 16 дек 2016
Как "кровавый сталинский режим" поднял из руин экономику послевоенной Польши
Как "кровавый сталинский режим" поднял из руин экономику послевоенной Польши
0
Настоящая история 19:01 13 фев 2017
Обзор портативного ЦАП и усилителя для наушников Encore mDSD
Обзор портативного ЦАП и усилителя для наушников Encore mDSD
0
Новости высоких технологий 12:30 06 авг 2016
Обзор ЦАП с усилителем для наушников CEntrance DACPort HD
Обзор ЦАП с усилителем для наушников CEntrance DACPort HD
0
Новости высоких технологий 13:30 15 фев 2016
Обзор ЦАП и усилителя для наушников Yulong ADA1 — музыка с проводами и без
Обзор ЦАП и усилителя для наушников Yulong ADA1 — музыка с проводами и без
0
Новости высоких технологий 16:30 22 сен 2016
Котики – прекрасные друзья
Котики – прекрасные друзья
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 20:59 24 авг 2023
Pioneer SE-MHR5 — выбор консервативного аудиофила
Pioneer SE-MHR5 — выбор консервативного аудиофила
0
Новости высоких технологий 11:00 27 фев 2017
Что делать, если электризуются волосы?
Что делать, если электризуются волосы?
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 23:42 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства