Ровно 80 лет назад, 20 декабря 1941 года в Мурманск была доставлена первая партия полученных Советским Союзом по ленд-лизу американских бомбардировщиков B-25В "Митчелл". Она состояла всего из пяти машин, которые на фронт не попали, а использовались для обучения советских наземных и летных экипажей.
Однако уже в марте 1942 года в СССР были доставлены по "южному" (иранскому) маршруту 72 самолета улучшенной модификации В-25С, оснащенные увеличенными бензобаками, автопилотами, автоматическими радиокомпасами, системами антиобледенения, отопления кабин и протектированными бензобаками. В июне эти машины вступили в бой на Центральном фронте, атакуя ближние тактические цели под Вязьмой, Ярцево и Дорогобужем. Мощное защитное вооружение, состоявшее из шести крупнокалиберных пулеметов с широкими секторами обстрела, позволяло успешно применять их днем и без истребительного эскорта.
Однако вскоре советское командование решило, что, по нашим меркам, "Митчел" более соответствует классу дальнего, а не фронтового бомбардировщика. И уже в октябре того же года первые три полка В-25 передали в АДД - Авиацию Дальнего Действия. Туда же шли и все дальнейшие поставки. До конца войны СССР получил 870 "Митчеллов", которыми были полностью укомплектованы 4-я, 5-я и 15-я гвардейские дивизии АДД.
По летным, боевым и эксплуатационным характеристикам В-25 значительно превосходил советские аналоги - бомбардировщики ДБ-3 и Ил-4, а тем более - переделанные из транспортников эрзац-бомбардировщики Ли-2ВВ, состоявшие на вооружении других дивизий АДД. Четырехмоторный Пе-8, конечно, был гораздо мощнее, брал больше бомб и летал на более дальние дистанции, но по качеству радиооборудования, а также - по простоте пилотирования и удобству для экипажей "Митчелл" опережал и его.
Кроме того, цена этих машин была несопоставима, поэтому "Пе-восьмых" за годы войны построили всего 79 штук, а "Митчелл" был растиражирован почти в десяти тысячах экземпляров м воевал на всех фронтах - от Нормандии до Африки и Тихого океана.
Первый прототип "Митчелла" NA-40, разбившийся в аварии в апреле 1939 г.
Второй прототип NA-62, соответствующий первой серийной модификации В-25А. На самолете значительно изменена пилотская кабина, установлены новые моторы и удлиннены стойки шасси.
В-25 одного из советских дальнебомбардировочных полков. На самолет нанесен легко смываемый зимний камуфляж и эмблема в виде червового туза.
Летчики 229-го гвардейского краснознаменного Рославльского бомбардировочного авиаполка на фоне "Митчелла" В-25С.
В-25 в советском ночном камуфляже.
В-25 в Монинском музее ВВС.
Комментарии (0)