Ровно 80 лет назад, 10 декабря 1941 года японские летчики еще раз продемонстрировали высший класс длинноносым гайдзинам. После разгрома Перл-Харбора и
В результате атаки 34 бомбардировщиков и 51 торпедоносца оба бронированных гиганта получили по четыре торпеды и ушли отдыхать на дно Южно-Китайского моря, а вместе с ними - 840 английских моряков, включая капитана "Принца Уэльского" Джона Лича и командира соединения адмирала Томаса Филипса. Атакующие потеряли всего три самолета и 18 членов экпажей. Начало великой Тихоокеанской войны для Японии было великолепным...
На заставке - двухмоторный торпедоносец берегового базирования G4M выпускает торпеду по "Рипалсу". Сзади - горящий "Принц Уэльский".
"Принц Уэльский", вступивший в строй в январе 1941 года, был на тот момент одним из мощнейших в мире боевых кораблей. Он имел длину 227 метров, водоизмещение - 44 тысячи тонн, вооружение - 10 14-дюймовых (356 мм) и 16 пятидюймовых орудий, а также 32 полуторадюймовых зенитных автомата. Толщиа брони - до 380 мм, скорость - 28 узлов, экипаж - 1420 человек.
Сборка четырехорудийной башни главного калибра "Принца" в Элсвикском арсенале. Этим орудиям так и не довелось сделать ни одного выстрела по врагу.
"Рипалс", введенный в эксплуатацию в августе 1916-го, к началу войны с Японией был уже довольно старой, но все еще грозной боевой машиной. Его длина - 242 м, водоизмещение - 27 тысяч тонн, вооружение - 6 381-миллиметровых и 17 102-миллиметровых орудий, бронирование - 152-254 мм, скорость - 32 узла, экипаж - 967 человек.
Моряки покидают тонущиего "Принца Уэльского", перебираясь по канатам на подошедший к нему эсминец. Справа - адмирал Филипс, который спастись не успел и погиб вместе с 530 членами команды линкора.
К сказанному можно добавить, что нашим летчикам, к сожалению, ни разу не удалось добиться подобных успехов. В частности, в 1944-45 годах немецкие тяжелые крейсера "Лютцов", "Адмирал Шеер" и "Принц Ойген" в течение нескольких месяцев безнаказанно обстреливали советские войска у балтийского побережья и на островах Моонзундского архипелага, а авиация Балтфлота, несмотря на абсолютное господство в воздухе, ничего не смогла с ними сделать.
В общем счете 74 бомбардировщика, 87 торпедоносцев и 176 штурмовиков многократно атаковали германские "карманные линкоры" и несли при этом потери от зенитного огня, но неизменно - с нулевым результатом. В итоге "Лютцова" и "Шеера" утопили англичане, а "Принц Ойген" после капитуляции Германии сдался американцам. Причина столь прискорбных результатов - тема для отдельной статьи.
Комментарии (0)