Моя вчерашняя френдлента была буквально забита постами о нападении японцев на Перл-Харбор. Но я редко пишу о том же, о чем все остальные, меня больше интересуют менее банальные факты. Поэтому я не стал уделять внимания общеизвестному событию, ограничившись музыкальным вилеоклипом. Зато сейчас стоит остановиться на другом эпизоде, напрямую связанном с Перл-Харбором, но гораздо менее "раскрученном". Тем более что его 80-летие приходится, как раз, на сегодня.
Итак, 8 декабря 1941 года, на следующий день после атаки на Перл-Харбор, японцы нанесли второй мощный удар по американцам. В этот раз их целями стали филиппинские авиабазы Иба и Кларк (она же Кларк-филд), где базировались основные силы американской армейской авиации Дальневосточного региона (Far East Air Forces - FEAF). Хотя, на этих авиабазах уже знали о катастрофе в Перл-Харборе и получили категорический приказ из Вашингтона не допустить ее повторения, японцам удалось в ходе всего одного авианалета нанести тяжелое поражение FEAF и уничтожить половину ее боевого состава.
К началу войны на филиппинских аэродромах находилось 220 американских боевых самолетов, не считая морской авиации, в том числе 35 тяжелых бомбардировщиков Боинг В-17 "Флаинг Фортресс", 107 истребителей Кертисс Р-40 "Уорхок" (из них 94 исправных), 26 истребителей Северский Р-35, 18 бомбардировщиков Дуглас В-18 "Боло", 12 устаревших истребителей Боинг Р-26 "Пишутер", 11 разведчиков Кертисс О-52 "Оул", восемь легких штурмовиков Норт-Америкен А-27 "Тексан" и три относительно старых бомбардировщика Мартин В-10. Кроме того, там же базировались 12 "пишутеров" филиппинских ВВС, недавно подаренных американцами.
Начиная с 8.30 утра 8 декабря с Кларка, Ибы и небольшого истребительного аэродрома Николс вылетели на патрулирование несколько десятков "Уорхоков". Но, проведя в воздухе почти два часа, летчики врагов не обнаружили. Тревожных сообщений с радаров тоже не поступало. Между 10.30 и 10.45 истребители приземлились, выработав горючее. Техники без особой спешки стали готовить их к новому вылету, а пилоты расселись в джипы и поехали в столовую на завтрак. В 11.00 на Кларк, где базировались почти все бомбардировщики, поступил приказ нанести во второй половине дня удар возмездия по японскому острову Формоза. Самолеты начали заправлять горючим и подвешивать бомбы.
В это время со стороны Формозы к Филиппинам уже приближалась японская воздушная армада из 105 бомбардировщиков G3M и G4M в сопровождении 85 истребителей "Зеро". В 11.30 ее засек радар авиабазы Иба, однако, операторы неверно определили курс вражеских самолетов, доложив, что они направляются к столице Филиппин Маниле или к манильской военно-морской базе Кавите. Еще один радар вскоре также обнаружил неприятеля, но его персонал решил, что японцы движутся к полуострову Батаан, где находились склады и береговые укрепления американской армии.
Получив эти противоречивые сообщения, на аэродромах решили прикрыть истребителями все три предполагаемых объекта атаки, но при этом для прикрытия самих аэродромов перехватчиков уже не оставалось. Около полудня с Кларка, Ибы и Николса вновь стартовали три скуадрона "Уорхоков" и полетели к Маниле и Батаану. Однако японцев там не оказалось. А в 12.27 наблюдательные посты увидели воочию, что две большие группы самолетов приближаются к Кларку. На авиабазе завыли сирены, летчики и техники бросились к самолетам, а зенитчики - к орудиям, но было уже поздно. В 12.30 на ангары и летное поле посыпались бомбы.
В первой волне шли G3M, которые бомбили с большой высоты - порядка 6000 метров. На этой высоте их не доставали аэродромные зенитки. Вслед за ними также с большой высоты отбомбились 27 G4М. В общем счете на аэродром упало 636 60-килограммовых осколочно-фугасных бомб. При таком количестве сброшенных боеприпасов точность бомбометания особой роли не играла, вся авиабаза была накрыта сплошным "ковром".
А едва рассеялся дым от взрывов, Кларк с бреющего полета атаковали 34 "Зеро". Японские летчики расстреливали из пушек и пулеметов зенитные расчеты и добивали самолеты, которые не были уничтожены бомбами. Пилоты уцелевших "Уорхоков" отважно пытались взлететь под огнем. Объезжая воронки, они выруливали на взлетные полосы. Четырем истребителям удалось подняться в воздух, но всех их японцы "срезали" в наборе высоты.
Через семь минут та же история повторилась на Ибе. Этот аэродром атаковали 53 G4M, сбросившие 486 60-килограммовых и 26 250-килограммовых бомб, а затем "проутюжили" 50 "Зеро". Правда, там 12 "Уорхоков" успели взлететь и вступить в бой, но силы были слишком неравные. Американцы потеряли четыре истребителя, остальные спаслись бегством. Полностью разгромив аэродром, японцы оставшимися боеприпасами уничтожили расположенный неподалеку радар и улетели праздновать победу.
Тем временем самолеты, бесполезно кружившие над Манилой и Батааном, получили по радио приказ срочно лететь на выручку попавшим под удар авиабазам. Летчики на полном газу устремились к Ибе и Кларку, видя как впереди поднимаются огромные столбы черного дыма. Но они опоздали, к моменту их прилета японцы были уже далеко.
В результате авиаударов было уничтожено более 100 американских самолетов, в том числе 12 "Летающих крепостей", 44 "Уорхока" (из них 36 - на земле, а остальные - в воздушных боях) и примерно 50 машин иных типов, включая почти все Р-35. Еще пять "Крепостей" получили повреждения. Три из них так и не были восстановлены, а две кое-как удалось подлатать. Их решили эвакуировать в Австралию, но при перелете обе машины разбились. Людские потери, согласно американским источникам, составляли примерно 90 убитых и 150 раненых. Американцы утверждали, что при отражении налета им удалось сбить семь японских самолетов, но японцы это отрицают, заявляя, что все их машины благополучно вернулись на базы.
Таким образом, японские воздушные рейды 8 декабря 1941 года это еще гвоздик в гроб
А на заставке - рисунок современного американского художника, изображающий авиабазу Кларк незадолго до ее разгрома японцами.
"Уорхоки" на авиабазе Кларк.
В-17 и А-27 на том же аэродроме. "Летающие крепости", размещенные на Филиппинах, к началу войны еще не успели окрасить в защитный цыет.
Истребители Р-35 и Р-40 ВВС США с аэродромов Иба и Кларк. Внизу - один из филиппинских Р-26.
Японские бомбардировщики G4M и G3M, участвовавшие в налетах на Филиппины в декабре 1941 года.
Истребители Р-35 уничтоженные на Ибе.
Аэродром Иба с поврежденными и брошенными при отступлении американскими самолетами. Выглядит очень похоже на брошенные советские аэродромы, которые любили снимать немцы летом 1941 года.
Уничтоженный на Кларке "Уорхок".
Останки разбомбленного там же бомбардировщика В-18 на фоне поврежденного ангара.
Японцы позируют у захваченного на аэродроме Иба Р-35.
Еще один японец возле сбитого "Уорхока".
Снимок накрытого бомбами аэродрома Кларк, сделанный из кабины японского бомбардировщика.
Рисунок по памяти японского летчика, участвовавшего в бомбардировке Кларка.
Комментарии (0)