Упомянутый в
В мировой истории вряд ли найдется еще хоть одно судно со столь же короткой, но при этом такой насыщенной биографией, как у него. "Арканзас" прослужил меньше месяца, его ввели в строй 11 июля 1862 года, а 6 августа он сгорел. Но за это время он успел принять участие в четырех сражениях, причем во всех четырех он дрался в одиночку против целых эскадр!
Уже 15 июля "Арканзас" впервые вступил в бой с разведывательной флотилией северян, состоявшей из колесного речного броненосца "Кэронделит", канонерки "Тайлер" и таранной канонерки "Королева Запада". Несмотря на подавляющее огневое превосходство противника, "Арканзасу" удалось вывести из строя броненосец и обратить в бегство остальные корабли. "Кэронделит", у которого был разбит руль, потерял управление и сел на мель. Капитан "Арканзаса" Айзек Браун хотел добить вражеский броненосец таранным ударом, но из-за более глубокой осадки своего корабля он не смог к нему подойти.
В тот же день "Арканзас" с боем прорвался в осажденный федералами город Виксбург, пройдя сквозь строй эскадры адмирала Фаррагута, которая блокировала город со стороны реки. В этом бою выяснилось, что его броня, сделанная из отрезков железнодорожных рельсов, не выдерживает попаданий тяжелых снарядов. Корабль получил несколько сквозных пробоин, погибли 12 моряков, еще 18 были ранены.
Кроме того, был пробит участок дымовой трубы, проходивший внутри каземата, из за чего помещение моментально наполнилось дымом и артиллеристам пришлось его покинуть. Тем не менее, броненосец дошел до Виксбурга под восторженные крики горожан. В эскадре Фаррагута от снарядов "Арканзаса" погибли 33 человека и 59 получили ранения.
22 июля броненосец "Эссекс", канонерки "Самтер" и "Королева Запада" атаковали "Арканзас" в виксбургском порту. Но попытки "Эссекса" и "Королевы Запада" таранить его не увенчались успехом. При поддержке береговых батарей броненосец отбил атаку. Враги ретировались, получив повреждения, хотя "Эссексу" удалось еще раз проломить броню "Арканзаса". Снаряд, проникший в каземат, убил шестерых моряков.
24 июля эскадра северян прекратила блокаду Виксбурга и отступила в Новый Орлеан. Фаррагут объяснял это изношенностью машин и распространением заболеваний среди команд, но фактор "Арканзаса" несомненно сыграл свою роль, ведь у южан впервые появился корабль, способный успешно противостоять броненосцам.
В начале августа "Арканзас" после короткого ремонта получил приказ срочно и на полном ходу двигаться в Батон-Руж. Очевидно, это движение "на максимале" его и сгубило. Буквально в паре миль от города и уже на виду у союзной эскадры у него лопнули шатуны обоих цилиндров двигателя. Ну а что было дальше, вы уже прочли в предыдущей заметке.
На заставке - героический прорыв "Арканзаса" мимо вражеских броненосцев у Виксбурга.
Первый бой "Арканзаса" с "Кэронделитом". Матросы заделывают пробоину в дымовой трубе. Вдали видна канонерка "Тайлер".
Броненосец "Арканзас". Корабль имел длину 50 метров, ширину - 11, водоизмещение - 800 тонн, мощность двухцилиндровой паровой машины - 900 л.с., скорость - 8 узлов. Вооружение - 4 163-мм нарезных дульнозарядных орудия Брука и две гладкоствольных 32-фунтовых пушки по бортам, два 203-мм гладкоствольных орудия Дальгрена на носу и два таких же - на корме, а также - восьмитонный чугунный таран, который броненосец ни разу не использовал. Экипаж - 230 человек.
Бронирование "Эссекса" в разных источниках описывается по-разному. В одних указано, что оно состояло из брусьев толщиной 75 мм, выкованных из рельсов, а в других - что просто из отрезков рельсов, прикрепленных встык или в шахматном порядке к деревянной подложке. В пользу второй версии свидетельствуют недавно найденные на дне броненосцы конфедератов "Джорджия" и "Теннесси". На фото - срез бортовой брони "Джорджии". Серое вещество в промежутках между рельсами - накопившийся за 150 лет речной ил.
Колесный речной броненосец юнионистов "Кэронделит" - первый серьезный противник "Арканзаса" в бою 15 июля 1862 года.
Колесная безбронная канонерка северян "Тайлер" - еще один участник первого боя с "Арканзасом".
Флаг "Арканзаса" в музее.
Комментарии (0)