Ровно 85 лет тому назад, 14 октября 1936 года, впервые поднялся в воздух прототип японского истребителя "Накадзима" Ки-27. А в мае 1939 года, над рекой Халхин-Гол, эти машины впервые вступили в бой с советскими истребителями. Несмотря на то, что с момента появления Ки-27 прошло уже два с половиной года, а с момента его принятия на вооружение и запуска в серийное производство - полтора года, для наших летчиков он оказался полной неожиданностью.
В СССР никто не знал о существовании этой машины, а участники боев поначалу принимали ее за более старый истребитель "Мицубиси" А5М образца 1935 года, с которым наши добровольцы ранее дрались в Китае. Но, несмотря на сильное внешнее сходство, Ки-27 был гораздо круче. Он значительно превосходил А5М в скорости, скороподъемности и высотности. Это превосходство, помноженное на мастерство японских пилотов, сыграло решающую роль на раннем этапе халхингольского конфликта.
Бипланы И-15бис проявили в схватках с Ки-27 абсолютную неэффективность и понесли тяжелые потери, да и пилотам скоростных И-16 японская новинка сперва оказалась не по зубам. В результате, за несколько дней мая 1939 года советские ВВС потеряли в воздушных боях 16 истребителей, в том числе - 12 И-15бис и четыре И-16, а японцы - всего один Ки-27.
В июне бои стали гораздо более масштабными, но соотношение потерь оставалось для нас безрадостным, хотя и не столь катастрофичным, как в предыдущем месяце: За восемь дней активных боевых действий было сбито 45 советских истребителей (19 "ишаков" и 26 "бисов") и 14 японских.
В июле, по мере наращивания численного превосходства советской авиагруппировки и появления на фронте новых типов истребителей (И-153 и И-16 тип 18 с более мощным мотором М-62), положение начало выправляться. Однако перелом наступил только в середине августа, когда на полевых аэродромах у берегов Халхин-Гола было сосредоточено 376 советских истребителей против примерно 100 японских.
В воздушных сражениях последней декады августа японские летчики, которым приходилось ежедневно совершать по пять-шесть боевых вылетов, выдохлись физически и психологически, а их потери впервые с начала конфликта превысили советские. Та же картина сохранилась и в сентябре, когда японцам удалось сбить 14 советских истребителей, а нашим - 23 истребителя и бомбардировщик.
В целом же, за четыре месяца военных действий советские ВВС потеряли в боевой обстановке 56 И-15бис (уже в начале августа эти морально устаревшие машины были выведены в тыл и более в боях не участвовали), а также - 90 И-16 и 16 новейших И-153, то есть, всего 162 истребителя. У японцев было сбито 62 Ки-27 и пять старых истребителей-бипланов Ки-10. Еще 34 Ки-27 им пришлось списать из-за боевых повреждений.
Подавляющее большинство потерь приходилось на воздушные бои истребителей друг против друга, так как число самолетов, сбитых зенитками и стрелками бомбардировщиков было весьма незначительным. Помимо этого, наши истребители сбили около 40 японских разведчиков и бомбардировщиков различных типов, а японские - примерно столько же советских бомбардировщиков СБ.
Таким образом, "внезапный" Ки-27 оказался для советских летчиков очень неприятным сюрпризом и грозным противником, одолеть которого удалось лишь благодаря созданию четырехкратного численного превосходства. Халхин-Гол стал звездным часом этой машины. И хотя, она применялась еще несколько лет в Китае, Индокитае, на Филиппинах и в голландской Ост-Индии, ей больше нигде не удалось достичь столь громких успехов.
Интересно отметить, что из опыта халхингольских боев советские и японские штабные стратеги сделали диаметрально противоположные выводы. Японцы решили, что относительно небольшое количество пилотов экстра-класса, если не заставлять их работать "на износ", могут сколь угодно долго и весьма успешно противостоять врагу, обладающему многократным численным превосходством.
А у нас, напротив, возобладало мнение, что, вопреки известной формуле Суворова, воевать надо числом, а не умением. И что даже слабые пилоты, если их в три-четыре раза больше, могут бить асов. Конечно, их потери при этом будут выше, чем у противника, но эти потери легко компенсировать за счет массовой "конвейерной" подготовки летных кадров.
Соответственно, в советских и японских ВВС были приняты принципиально разные методики подготовки ВВС к будущей "большой" войне. В СССР в 1940-41 годах было сформировано более 100 новых авиаполков, в основном, укомплектованных пилотами-недоучками, наспех подготовленными по сокращенной программе, а в Японии тем временем скрупулезно "дрессировали" виртуозов, умеющих творить чудеса воздушной акробатики и метко стрелять даже в перевернутом положении. Но каждый такой виртуоз был буквально на вес золота.
Вторая мировая война показала ошибочность обоих подходов, но это уже другая история.
На заставке - картина современного американского мастера авиационной живописи Ронни Олстхорна, изображающя воздушный бой над Халхин-Голом. Советский истребитель И-16 столкнулся в лобовой атаке с Ки-27 из 24-го сентая японских императорских ВВС.
В полете - Ки-27 Ко (первая модификация) из 59-го истребительного сентая в раскраске времен Халхингольского конфликта. Этот авиаполк с бортовыми эмблемами в виде молний впервые вступил в бой с советскими летчиками в последний день воздушной войны - 15 сентября 1939 года. И в этом единственном бою с его участием он лишился шести самолетов.
На машине отсутствует сдвижная часть фонаря. Японские пилоты зачастую снимали ее для улучшения обзора и облегчения покидания кабины в критической ситуации, хотя, это заметно ухудшало летные данные. Под фюзеляжем висят дополнительные топливные баки.
Радиофицированный Ки-27 Ко на полевом аэродроме. Обтекатели шасси сняты, так как они нередко забивались травой, а это могло привести к заклиниванию колес и опрокидыванию машины.
Подборка окрасок Ки-27 в великолепном исполнении Ронни Олстхорна. Сверху вниз:
Ки-27 Ко из штабного звена (сентай хомбу) 1-го истребительного сентая ВВС Квантунской армии, лето 1939 года. Самолет оснащен колесами с увеличенными пневматиками низкого давления для действий с мягкого и болотистого грунта.
Ки-27 Оцу (вторая модификация) командира 1-го чутая (эскадрильи) 1-го истребительного сентая в окраске времен боевых действий на Халхин-Голе. Эта версия отличалась увеличенной площадью остеклкения фонаря кабины.
Ки-27 Оцу из 59-го сентая в зелено-серой окраске образца 1941 года.
Ки-27 Оцу с подвесными топливными баками ВВС Сиама, 1942 год.
Комментарии (0)