Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Маньчжурский самурай


Ровно 85 лет тому назад, 14 октября 1936 года, впервые поднялся в воздух прототип японского истребителя "Накадзима" Ки-27. А в мае 1939 года, над рекой Халхин-Гол, эти машины впервые вступили в бой с советскими истребителями. Несмотря на то, что с момента появления Ки-27 прошло уже два с половиной года, а с момента его принятия на вооружение и запуска в серийное производство - полтора года, для наших летчиков он оказался полной неожиданностью.

В СССР никто не знал о существовании этой машины, а участники боев поначалу принимали ее за более старый истребитель "Мицубиси" А5М образца 1935 года, с которым наши добровольцы ранее дрались в Китае. Но, несмотря на сильное внешнее сходство, Ки-27 был гораздо круче. Он значительно превосходил А5М в скорости, скороподъемности и высотности. Это превосходство, помноженное на мастерство японских пилотов, сыграло решающую роль на раннем этапе халхингольского конфликта.

Бипланы И-15бис проявили в схватках с Ки-27 абсолютную неэффективность и понесли тяжелые потери, да и пилотам скоростных И-16 японская новинка сперва оказалась не по зубам. В результате, за несколько дней мая 1939 года советские ВВС потеряли в воздушных боях 16 истребителей, в том числе - 12 И-15бис и четыре И-16, а японцы - всего один Ки-27.

В июне бои стали гораздо более масштабными, но соотношение потерь оставалось для нас безрадостным, хотя и не столь катастрофичным, как в предыдущем месяце: За восемь дней активных боевых действий было сбито 45 советских истребителей (19 "ишаков" и 26 "бисов") и 14 японских.

В июле, по мере наращивания численного превосходства советской авиагруппировки и появления на фронте новых типов истребителей (И-153 и И-16 тип 18 с более мощным мотором М-62), положение начало выправляться. Однако перелом наступил только в середине августа, когда на полевых аэродромах у берегов Халхин-Гола было сосредоточено 376 советских истребителей против примерно 100 японских.

В воздушных сражениях последней декады августа японские летчики, которым приходилось ежедневно совершать по пять-шесть боевых вылетов, выдохлись физически и психологически, а их потери впервые с начала конфликта превысили советские. Та же картина сохранилась и в сентябре, когда японцам удалось сбить 14 советских истребителей, а нашим - 23 истребителя и бомбардировщик.

В целом же, за четыре месяца военных действий советские ВВС потеряли в боевой обстановке 56 И-15бис (уже в начале августа эти морально устаревшие машины были выведены в тыл и более в боях не участвовали), а также - 90 И-16  и 16 новейших И-153, то есть, всего 162 истребителя. У японцев было сбито 62 Ки-27 и пять старых истребителей-бипланов Ки-10. Еще 34 Ки-27 им пришлось списать из-за боевых повреждений.

Подавляющее большинство потерь приходилось на воздушные бои истребителей друг против друга, так как число самолетов, сбитых зенитками и стрелками бомбардировщиков было весьма незначительным. Помимо этого, наши истребители сбили около 40 японских разведчиков и бомбардировщиков различных типов, а японские - примерно столько же советских бомбардировщиков СБ.

Таким образом, "внезапный" Ки-27 оказался для советских летчиков очень неприятным сюрпризом и грозным противником, одолеть которого удалось лишь благодаря созданию четырехкратного численного превосходства. Халхин-Гол стал звездным часом этой машины. И хотя, она применялась еще несколько лет в Китае, Индокитае, на Филиппинах и в голландской Ост-Индии, ей больше нигде не удалось достичь столь громких успехов.

Интересно отметить, что из опыта халхингольских боев советские и японские штабные стратеги сделали диаметрально противоположные выводы. Японцы решили, что относительно небольшое количество пилотов экстра-класса, если не заставлять их работать "на износ", могут сколь угодно долго и весьма успешно противостоять врагу, обладающему многократным численным превосходством.

А у нас, напротив, возобладало мнение, что, вопреки известной формуле Суворова, воевать надо числом, а не умением. И что даже слабые пилоты, если их в три-четыре раза больше, могут бить асов. Конечно, их потери  при этом будут выше, чем у противника, но эти потери легко компенсировать за счет массовой "конвейерной" подготовки летных кадров.

Соответственно, в советских и японских ВВС были приняты принципиально разные методики подготовки ВВС к будущей "большой" войне. В СССР в 1940-41 годах было сформировано более 100 новых авиаполков, в основном, укомплектованных пилотами-недоучками, наспех подготовленными по сокращенной программе, а в Японии тем временем скрупулезно "дрессировали" виртуозов, умеющих творить чудеса воздушной акробатики и метко стрелять даже в перевернутом положении. Но каждый такой виртуоз был буквально на вес золота.


Вторая мировая война показала ошибочность обоих подходов, но это уже другая история.

На заставке - картина современного американского мастера авиационной живописи Ронни Олстхорна, изображающя воздушный бой над Халхин-Голом. Советский истребитель И-16 столкнулся в лобовой атаке с Ки-27 из 24-го сентая японских императорских ВВС.



В полете - Ки-27 Ко (первая модификация) из 59-го истребительного сентая в раскраске времен Халхингольского конфликта. Этот авиаполк с бортовыми эмблемами в виде молний впервые вступил в бой с советскими летчиками в последний день воздушной войны - 15 сентября 1939 года. И в этом единственном бою с его участием он лишился шести самолетов.

На машине отсутствует сдвижная часть фонаря. Японские пилоты зачастую снимали ее для улучшения обзора и облегчения покидания кабины в критической ситуации, хотя, это заметно ухудшало летные данные. Под фюзеляжем висят дополнительные топливные баки.


Радиофицированный Ки-27 Ко на полевом аэродроме. Обтекатели шасси сняты, так как они нередко забивались травой, а это могло привести к заклиниванию колес и опрокидыванию машины.



Подборка окрасок Ки-27 в великолепном исполнении Ронни Олстхорна. Сверху вниз:
Ки-27 Ко из штабного звена (сентай хомбу) 1-го истребительного сентая ВВС Квантунской армии, лето 1939 года. Самолет оснащен колесами с увеличенными пневматиками низкого давления для действий с мягкого и болотистого грунта.
Ки-27 Оцу (вторая модификация) командира 1-го чутая (эскадрильи) 1-го истребительного сентая в окраске времен боевых действий на Халхин-Голе. Эта версия отличалась увеличенной площадью остеклкения фонаря кабины.
Ки-27 Оцу из 59-го сентая в зелено-серой окраске образца 1941 года.

Ки-27 Оцу с подвесными топливными баками ВВС Сиама, 1942 год.

Источник: Маньчжурский самурай
Опубликовал:
Теги: ВВС авиация Халхин-Гол история Япония Вторая мировая самурай 1939 1940 август акробатика

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Смешной анекдот о самураях разных национальностей
Смешной анекдот о самураях разных национальностей
1
Интересный мир 10:55 07 окт 2016
Как вырастить в саду маньчжурский орех и собрать урожай + видео
Как вырастить в саду маньчжурский орех и собрать урожай + видео
0
Сад огород дача и все самое интересное 07:45 19 апр 2016
Ремонт в детской: освещение, потолок, пол, стены Ремонт в детской: освещение, потолок, пол, стены
Как вырастить в саду маньчжурский орех и собрать урожай + Видео
Как вырастить в саду маньчжурский орех и собрать урожай + Видео
0
Сад огород дача и все самое интересное 23:40 07 май 2016
Как вырастить в саду маньчжурский орех и собрать урожай + Видео
Как вырастить в саду маньчжурский орех и собрать урожай + Видео
0
Сад огород дача и все самое интересное 04:26 03 июн 2016
15 уникальных архивных фотографий последних самураев
15 уникальных архивных фотографий последних самураев
1
Интересный мир 01:40 27 янв 2017
Последние самураи
Последние самураи
0
Интересности 19:27 25 апр 2017
400 лет назад самурай написал 20 правил вечной мудрости, которые актуальны до сих пор
400 лет назад самурай написал 20 правил вечной мудрости, которые актуальны до сих пор
14
Сад огород дача и все самое интересное 05:57 27 окт 2018
Самурай
Самурай
0
Здесь только хорошие новости! 01:01 23 апр 2019
Искусство смерти или женщины-самураи
Искусство смерти или женщины-самураи
0
Человек познаёт мир 15:20 11 мар 2018
Последний самурай: Удивительная история, по которой сняли известный фильм
Последний самурай: Удивительная история, по которой сняли известный фильм
0
Жизнь прекрасна 12:45 05 май 2017
Самураи, которые вошли в историю
Самураи, которые вошли в историю
0
Жизнь прекрасна 10:45 20 янв 2017
Редкие цветные фотографии самураев
Редкие цветные фотографии самураев
0
Интересный мир 07:10 11 апр 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства