Ровно 85 лет назад, 13 августа 1937 года, где-то над Северным Ледовитым океаном бесследно исчез гигантский четырехмоторный бомбардировщик ДБ-А с бортовым индексом Н-209, на котором экипаж под руководством героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского пытался повторить чкаловский перелет через Северный полюс в США.
Но после того как 12 августа самолет удалился от берега, его больше никто не видел, а на следующий день прервалась радиосвязь. В последней радиограмме Леваневский сообщил об отказе одного из двигателей и очень тяжелых погодных условиях. А дальше - тишина... Все попытки вновь связаться с экипажем не дали результатов, равно как и крупномасштабная поисковая операция, в которой принимали участие советские и американские летчики. Судьба Леваневского и его спутников до сих пор остается загадкой.
А началась эта история 2 мая 1935 года, когда ДБ-А, спроектированный преподавателем военно-воздушной академии имени Жуковского Виктором Болховитиновым (отсюда буква "А" в индексе самолета, означающая "академия"), впервые поднялся в воздух.
Безусловно, это было выдающимся достижением советской авиационной индустрии. Самолетов, подобных ДБ-А, не имела на тот момент ни одна страна в мире, а первый прототип американской "летающей крепости" Boeing Model 229 впервые взлетел только через три месяца. ДБ-А установил четыре мировых рекорда дальности полета с различной полезной нагрузкой, а его тактико-технические характеристики внушали благоговение. Он мог поднимать пять тонн бомб и атаковать цели на дистанции более двух тысяч километров от места взлета.
Однако невольно возникает вопрос: а действительно ли был насущно необходим этот огромный, сложный и баснословно дорогой самолет для большой, но бедной страны, по которой совсем недавно прокатился жуткий голодомор с миллионами смертей, а подавляющее большинство населения никогда в жизни не видело ванны, унитаза, крана с горячей водой и батареи отопления?
Конечно, на это можно возразить, что империалистические хищники люто точили зубы на "первое в мире государство свободного труда", завидуя его процветанию, а потому ему была необходима для самозащиты мощная армия и не менее могучий воздушный флот. Однако дальний стратегический бомбардировщик, способный наносить удары в тысячах километров от своих границ, не очень-то похож на средство самозащиты, скорее - наоборот.
К тому же, в середине 1930-х годов СССР уже имел более 600 тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-3. Во всех остальных странах, вместе взятых, не было такого количества аналогичных машин, а в абсолютном большинстве - вообще ни одной. И это для обороны? Разумеется, нет. СССР активно готовился не к оборонительной, а к наступательной войне "за освобождение трудящихся всего мира от гнета капитала". А если называть вещи своими именами, то - за мировое господство.
Однако не вышло, сил хватило только на отражение германской агрессии, причем - с колоссальными жертвами и активной поддержкой "прогнивших буржуазных режимов". Проект Всемирной Республики Советов так и остался утопией, обошедшейся российскому народу слишком дорого.
Между тем, история ДБ-А оказалась короткой. Исчезновение Н-209 серьезно подорвало его репутацию, а вскоре финальную точку в биографии машины поставил еще более продвинутый четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8), который приняли на вооружение и запустили в серийное производство взамен ТБ-3. "Академических" гигантов построили всего 12 штук и использовали только в качестве транспортников.
Реконструкция окраски самолета Леваневского. По другим данным, фюзеляж и мотогондолы этой машины были синими.
Последнее фото экипажа Леваневского на фоне ДБ-А незадолго до старта рокового перелета. Командир - третий слева, впрочем, это видно и без пояснений. У летчиков не принято фотографироваться перед полетом, но эта команда, очевидно, была не суеверной.
Н-209 выруливает на взлетную полосу.
Один из 12 серийных ДБ-А на лыжном шасси. В носу установлена башенная турель для пулемета ШКАС.
Комментарии (0)