Ровно 80 лет назад, 14 августа 1945 года, развернулось сражение за город Муданьцзян, о котором многие знают только по
Город Муданьцзян с населением 300 тысяч человек представлял собой важный транспортный узел, который обороняли части 124-й, 126-й и 135-й японских пехотных дивизий общей численностью более 45 тысяч человек. В Муданьцзяне также размещался штаб 1-го (Восточного) фронта Квантунской армии. Гарнизон дрался упорно, не считаясь с потерями и неоднократно переходя в контратаки. Но наши тоже были полны решимости сокрушить оборону противника и поскорее закончить войну.
Летчики 9-й Воздушной армии атаковали транспортные колонны, железнодорожные объекты и скопления вражеских войск. Авиация Квантунской армии по-прежнему никак себя не проявляла, но японские зенитчики заметно активизировались. 14 августа в ходе штурмовок им удалось сбить три истребителя Як-9, два из которых упали за линией фронта, а третий разбился уже на нашей территории. Еще один Як-9 и два Пе-2, посланные на разведку, пропали без вести. Таким образом, боевые потери составляли шесть машин.
Штурмовики и истребители за день подавили две зенитные батареи, уничтожили два полевых орудия, 49 автомобилей, 14 повозок, рассеяли до полка пехоты и два эскадрона конницы. Когда зенитного противодействия не было, экипажи Ил-2 работали в "полигонных" условиях, делая до 10 заходов на цель, спокойно прицеливаясь и без спешки расстреливая весь боекомплект.
Пока одни экипажи искали врага за линией фронта, другие занимались выявлением и уничтожением групп японцев, оставшихся в советском тылу и нападавших на наших солдат. В частности, с таким заданием вылетела в район Дуннина пара Ил-2 из 75-го ШАП. Не обнаружив противника, ведущий пары лейтенант Гаранин решил для выяснения обстановки сесть на Дуннинском аэродроме. На всякий случай он приказал по радио второму экипажу прикрывать его с воздуха.
На аэродроме уже работали советские саперы, готовя его к приему самолетов, однако, они то и дело подвергались обстрелам из окрестных домов. Приземлившись, Гаранин поговорил с саперным комбатом, выяснив, откуда ведется огонь. Потом лейтенант взлетел и совместно с ведомым уничтожил эрэсами и пушечным огнем три здания, в которых засели враги. Позже среди развалин было обнаружено 18 трупов японских солдат.
14 августа авиация 9-й ВА совершила 329 боевых вылетов: бомбардировщики — 78, штурмовики — 62, истребители — 162, разведчики и корректировщики — 27. Учитывая, что в этой Воздушной армии насчитывалось свыше 1200 летных экипажей, абсолютное большинство из них в боях не участвовало, поскольку в этом не было необходимости.
В тот же день авиаторы, следуя за наступающими наземными войсками, начали перебазироваться на захваченные маньчжурские авиабазы. 536-й ШАП перелетел на аэродром Лишучэнь, 78-й — на аэродром Бамятунь, а 75-й и 582-й ИАП — на аэродром Тайпинлин. К сожалению, не обошлось без ЧП: штурмовик из 75-го полка на пробеге врезался в истребитель Ла-5. Жертв не было, но оба самолета пришлось списать.
На следующий день, 15 августа, по японскому радио прозвучала граммофонная запись речи императора с приказом вооруженным силам империи Ямато прекратить сопротивление на суше, на море и в воздухе. Но на обстановку в Маньчжурии это заявление никак не повлияло. Японские солдаты, не получившие приказ от своего непосредственного начальства и в большинстве своем даже не знавшие о нем, продолжали отчаянно сражаться. Войска 1-го Дальневосточного фронта, преодолевая упорное сопротивление, штурмовали укрепления на ближних подступах к Муданьцзяну.
На южном участке фронта танки 10-го мехкорпуса, преодолев более 100 километров тайги, ворвались в город Ванцин. Но службы снабжения не поспевали за ними и в Ванцине техника встала с пустыми баками. Создалась очень опасная ситуация, поскольку в случае вражеского контрудара неподвижные машины превратились бы в мишень. Но на помощь оперативно пришла авиация. На ванцинском аэродроме приземлились пять Ли-2, доставив бочки с горючим.
Дальние бомбардировщики 19-го БАК нанесли массированный удар по продолжавшему сопротивляться Дуннинскому укрепрайону, находившемуся уже в глубоком тылу советских войск. В налете приняли участие 108 экипажей Ил-4, то есть, все наличные силы авиакорпуса. 250-килограммовые и полутонные бомбы взорвали подземный склад боеприпасов, разрушили четыре бетонных ДОТа, 22 ДЗОТа и несколько подземных галерей. Погибло более 130 японских солдат и офицеров. На следующий день сопротивление в Дуннинском УР было окончательно подавлено.
Штурмовики, истребители и фронтовые бомбардировщики уничтожали живую силу и технику противника на шоссейных дорогах. Девять звеньев Пе-2 (27 машин) из 538-го БАП атаковали большую автоколонну из примерно 50 грузовиков на шоссе Боли — Саньсин. Улетая, они оставили позади себя более 20 разбитых и горящих автомашин.
Истребители 32-й ИАД сбили очередной, уже третий по счету, японский разведчик. В отличие от предыдущих воздушных боев, этот эпизод подробно описан в советских документах. Пара Як-9 под руководством комэска старшего лейтенанта Гайдая "охотилась" в районе Боли. С высоты 1200 метров Гайдай разглядел шедший на бреющем вражеский самолет и атаковал его с пикирования, но промахнулся.
Японец, заметив противника, начал вилять "змейкой" у самой земли. Набрав высоту боевым разворотом, Гайдай сделал новый заход и вновь неудачно. Наконец, в третьей атаке пушечная очередь, выпущенная с дистанции 100 метров, попала в цель. Вражеский самолет задымил и врезался в землю. Советский летчик определил его тип как Р-98. Под этим наименованием у нас проходил одномоторный двухместный разведчик и легкий бомбардировщик Мицубиси Ки-51.
Всего за 15 августа ВВС 1-го Дальневосточного фронта совершили 617 боевых вылетов: истребители — 288, бомбардировщики — 187, штурмовики — 139, разведчики и корректировщики — 48. Кроме того, семь ночных рейсов (три — в район Муданьцзяна и четыре — в район Нингуты) выполнили По-2, сбросившие во вражеском тылу парашютистов-разведчиков с рациями.
Боевых потерь не было.
На заставке — бомбардировщик Ил-4 из 19-го бомбардировочного авиакорпуса 9-й Воздушной армии.
Многоцелевой боевой самолет Мицубиси Ки-51. Рисунок Сигео Коике.
Комментарии (0)