
Сегодня, пожалуй, самая знаменательная дата в истории турецкого военно-морского флота. Ровно 110 лет назад, 18 марта 1915 года, на заграждении, выставленном минным заградителем "Нусрет", погибли сразу три огромных линкора: два английских и один французский, пытавшиеся прорваться в пролив Дарданеллы. Еще один французский линкор и английский линейный крейсер получили почти фатальные повреждения.
Суденышко на верхнем снимке, похожее на портовый буксир или рыболовный траулер, это и есть тот самый "Нусрет" (в переводе с турецкого "Божья помощь"). Пожалуй, самый успешный и результативный корабль османских ВМС за всю их более чем 500-летнюю историю.
И кстати, к сожалению, — более успешный, чем любой российский/советский военный корабль, хотя, наш
Да и во всей мировой истории вряд ли найдется еще хотя бы один боевой корабль, сумевший в одиночку и всего за несколько часов утопить три (!) линкора. Я, во всяком случае, таковых не знаю.
"Нусрет" был построен в 1911 году в Германии, имел водоизмещение всего-навсего 365 тонн и вооружение, состоявшее из 40 якорных мин и двух 47-миллиметровых противоабордажных скорострельных пушечек. В ночь на 8 марта 1915 года он под командованием лейтенанта Топханели Хакки установил 37 мин в заливе Эренкей, где в предыдущие дни англо-французская эскадра неоднократно обстреливала турецкие форты.
"Закладка" сработала через 10 дней, когда союзный флот в составе 18 английских и французских линкоров и линейных крейсеров, а также — множества вспомогательных судов под командованием британского адмирала Джона де Робека в очередной раз появился у турецких берегов.
Эскадра вступила в огневую дуэль с береговыми батареями, однако, гораздо более опасным противником оказались мины. Первым подорвался и лишился хода линейный крейсер "Инфлексибл", но англичанам удалось взять его на буксир и отвести в безопасное место.
Примерно через четыре часа на мины почти одновременно налетели французские линкоры "Галуа" и "Буве". На "Буве" от взрыва детонировал боезапас одной из боковых башен. Корабль с развороченным бортом лег на бок и буквально через пару минут ушел на дно, унося с собой почти всю команду. "Галуа" повезло больше, он остался на плаву и сохранил подвижность, благодаря чему его удалось отползти к острову Тендрос.
Следующим был английский линкор "Иррезистибл". После подрыва на мине он, как и "Инфлексибл", потерял ход, а течение понесло его в глубь пролива, к турецкому берегу. Экипаж спешно покинул судно, но турки еще три часа зачем-то расстреливали пустой корабль, пока он не затонул. Возможно, они опасались, что англичане после наступления темноты попробуют увести "подранка" на буксире. А ведь, могли бы и захватить, сделав свой триумф еще более впечатляющим.
Линкор "Оушен" подорвался уже под вечер, когда адмирал де Робек, поняв, что попытка прорыва не удалась, скомандовал отход. Это произошло в момент разворота на обратный курс, и от взрыва руль линкора заклинило в положении "лево на борт". Румпельное отделение сразу оказалось затопленным и исправить повреждение было невозможно.
Потерявший управление "Оушен" теперь мог только крутиться на месте под огнем турецких батарей. Осознав, что корабль обречен, капитан отдал приказ его покинуть, а артиллеристы форта Дарданос через некоторое время отправили "Оушена" на дно.
Так один крохотный минзаг нанес самый тяжелый урон англо-французским военно-морским силам на Средиземном море за всю Первую мировую войну. "Нусрет" прослужил в турецком флоте до 1962 года, потом был разоружен, продан частному владельцу и переоборудован в грузовое судно. В 1989 году он утонул в результате аварии в порту Мерсин.

Чертеж "Нусрета".

Линейный крейсер "Инфлексибл".

Французский линкор додредноутного класа "Галуа".

Еще одна французская жертва "Нусрета" — линкор "Буве".

Картина турецкого художника Таксина Сирета "Уничтожение линкора Буве".

На самом деле гибель линкора выглядела далеко не столь живописно. На снимке, сделанном с одного из кораблей союзной эскадры, "Буве" ложится на борт. Ни одной шлюпки с него спустить не успели, а турецкая артиллерия в этот момент по кораблю не стреляла.

Линкор "Иррезистибл" накануне Первой мировой войны.

Оставленный командой и медленно уходящий под воду "Иррезистибл". На нем видны многочисленные следы от попаданий турецких снарядов.

Линкор "Оушен", потопленный турками вечером 18 марта 1915 года, имел любопытную конструктивную особенность — дымовые трубы разного диаметра.

После того как "Нусрет" затонул в 1989 году, турецкие власти спохватились, что столь выдающееся судно надо бы сохранить в качестве памятника и корабля-музея. Выход был найден в постройке копии минзага в натуральную величину, воспроизводящей его внешний вид на начало Первой мировой войны, хотя и с современной "начинкой". Сейчас этот новодел регулярно участвует в парадах турецкого флота.
Комментарии (0)