Ровно 50 лет назад, 28 октября 1974 года, впервые поднялся в воздух французный сверхзвуковой палубный бомбардировщик-ракетоносец "Супер-Этандар". Машина была разработана на базе морально устаревшего самолета "Этандар" (по-французски "Знамя") того же назначения, впервые взлетевшего еще в 1956 году и предназначалась для его замены.
В 1978-м "Супер-Этандар" завершил испытательный цикл, был принят на вооружение и запущен в серийное производство, но за пять лет построили всего 85 экземпляров, из которых 14 продали в Аргентину. Машины такого типа в большом количестве французам не требовались, поскольку в 1970-е годы у них имелись всего два авианосца, на которых базировалось по 15 "Супер-Этандаров".
Французские "супер знамена" участвовали в нескольких локальныых конфликтах, в частности, в операциях против ИГИЛ, боснийских сербов и в агрессии НАТО против Югославии. Но гораздо более широкую известность и громкую славу стяжали аргентинские машины, сыгравшие важную роль в предпринятой в 1982 году попытке освобождения от английской оккупации Мальвинских (Фолклендских) островов, которые Аргентина считает своей территорией.
И хотя, попытка, как известно, оказалась неудачной, "Супер-Этандары", вооруженные французскими противокорабельными ракетами "Экзосет", попортили "владычице морей" немало крови. Аргентинцы успели получить всего лишь пять таких ракет с радиолокационным самонаведением, но они нанесли серьезные потери британскому флоту. Любопытно, что в те годы, впрочем, как и сейчас, Англия и Франция были союзниками по НАТО, что не помешало аргентинцам бить англичан недавно купленным французским оружием.
К моменту начала Мальвинской войны всего пятеро аргентинских пилотов научились летать на "Супер-Этандарах", но ни один из даже не приступал к обучению полетам с авианосца. Поэтому все они действовали с наземных аэродромов, хотя, расстояние от материка до островов было почти предельным для "Супер-Этандаров" с подвешенными "Экзосетами".
Вдобавок, летчики пошли в бой, не совершив предварительно ни одного учебного пуска "Экзосета" и даже не попрактиковавшись на тренажерах, которых в Аргентине просто не было. Тем не менее, 4 мая пара ракетоносцев под управлением капитана третьего ранга Аугусто Бедакарраса и лейтенанта Армандо Майора совершила первый боевой вылет против британской эскадры, сразу добившись выдающегося успеха: хотя, одну из ракет англичане смогли "ослепить" и сбить с курса, выпустив тучу дипольных отражателей, другая поразила новейший ракетный эсминец "Шеффилд", который полностью выгорел и затонул. Аргентинским летчикам удалось вернуться на аэродром.
Вторую победу "Супер-Этандары одержали 25 мая. В тот день их целью стал контейнеровоз "Атлантик Конвейер", мобилизованнный в начале войны и переоборудованный в вертолетоносец. Этот крупный корабль водоизмещением 15 тысяч тонн нес на палубе шесть транспртно-десантных вертолетов "Уэссекс", пять тяжелых двухвинтовых транспортных вертолетов "Чинук" и патрульно-противолодочный вертолет "Линкс", а в трюмах — запасы снаряжения, топлива и боеприпасов.
Контейнеровоз атаковали два истребителя-бомбардировщика "Супер-Этандар" под управлением капитана Роберто Куриловича и лейтенанта Хулио Барраса. Каждый из них нес нес под правой консолью "Экзосет", а под левой — подвесной топливный бак.
Самолеты шли сквозь проливной дождь на высоте менее 10 метров, буквально над гребнями волн, поэтому английские корабельные радары засекли их слишком поздно, когда ракеты уже были запущены. Оба реактивных снаряда поразили цель, а "Супер-Этандары" благополучно возвратились на базу.
Взрывы 160-килограммовых фугасных боеголовок убили 12 из 33 членов команды, включая капитана, и вызвали сильный пожар, который невозможно было погасить, поскольку горели топливные цистерны самого контейнеровоза и резервуары с вертолетным горючим. Один "Чинук" и один "Уэссекс" успели взлететь с охваченной огнем палубы, прежде чем под ней начали рваться боеприпасы. Остальные 10 винтокрылых машин были уничтожены.
"Атлантик Конвейер", с которого спасательными вертолетами сняли остатки команды, пылал почти трое суток, пока на нем не выгорело всё, способное гореть, но, как ни странно, не затонул. Однако, когда 28 мая его попытались взять на буксир, чтобы оттянуть к берегу, ослабленный огнем корпус треснул и корабль быстро ушел на дно.
Уничтожение "Атлантик Конвейера" стало, пожалуй, самым крупным успехом аргентинских ВВС за всё время конфликта. Потеря транспортных вертолетов серьезно замедлила темпы британской десантной операции и оттянула повторный захват Мальвинсих островов англичанами, как минимум, на две недели.
Последний боевой вылет пары "Супер-Этандаров" состоялся 30 мая, причем они несли одну, последнюю, ракету на двоих, вторая машина просто отвлекала на себя внимание британской ПВО. Их целью был авианосец "Инвинсибл", который спасло от попадания фантастическое везение: летевший к нему "Экзосет" сбил из зенитной пушки на дистанциии 12 километров (!) эскортный эсминец "Эксетер". Вероятность такого попадания — ничтожно мала, и тем не менее...
Увидев на горизонте мощный взрыв, аргентинские летчики были уверены, что цель поражена и рассказали об этом в своих докладах, но, увы, впоследствии их ждало разочарование. После окончания войны "Супер-Этандары" оставались на вооружении аргентинской морской авиации до 1996 года, но май 1982-го остался их звездным часом.
Французский "Супер-Этандар" из эскадрильи "Ла Глориес" с управляемыми бомбами, подвесными топливными баками и подфюзеляжным контейнером с прицельной аппаратурой.
"Супер-Этандар" с выпущенными предкрылками, тормозными щитками и крюком аэрофинишера садится на авианосец.
Аргентинский "Супер-Этандар" с ПКР "Экзосет".
Горит пораженный ракетой эсминец "Шеффилд". "Красавчик Шефф", как называли его англичане.
Выгоревший "Атлантик Конвейер"
Силуэт сгоревшего вертолета "Чинук" на палубе "Атлантик Конвейера".
Аргентинский "Супер-Этандар" в авиамузее с муляжом ракеты "Экзосет" и ракет воздушного боя Матра
R550 "Мажик".
Комментарии (0)