Ровно 40 лет назад, 18 декабря 1981 года, летчик-испытатель Борис Веремей впервые поднял в воздух прототип сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, ставшего вершиной развития советской бомбардировочной авиации. За характерную белую "противоатомную" окраску, снижающую температурное воздействие ядерного взрыва, самолет вскоре получил неофициальное прозвище "Белый лебедь". В октябре 1984-го взлетел первый серийный экземпляр, а в дальнейшем, до распада СССР, было построено 26 серийных машин.
В постсоветской России собрали еще четыре бомбардировщика, а в Украине распилили на металлолом 10 "Лебедей", доставшихся ей в наследство от СССР, а еще восемь - передали России в счет погашения долгов за газ. Сейчас в составе ВВС РФ числится 16 Ту-160, в том числе шесть модернизированных Ту-160М1. Все самолеты входят в состав 22-й Гвардейской Донбасской авиадивизии и базируются на аэродроме Энгельс.
В 2017 году Министертво обороны объявило о предстоящем возобновлении полномасштабного производства Ту-160 в новой модификации М2 с улучшенным приборным оборудованием. Планируется выпустить аж 50 таких самолетов по цене 250 миллионов долларов за штуку. Честно говоря, мне это решение представляется довольно сомнительным.
Как ни модернизируй по авионике машину, разработанную еще при Брежневе, все равно, она останется морально и концептуально устаревшей. Пережде всего - потому что "Лебедя" проектировали без учета стелс-технологий, о которых у нас тогда еще не имели понятия. В 1970-е годы считалось, что сверхзвуковая скорость может служить для бомбардировщика достаточной защитой, но от современных средств ПВО она уже не спасает.
Понятно, что основной мишенью для Ту-160 являются США, но в случае глобальной термоядерной войны их аэродромы станут первоочередными целями для американских баллистических ракет с подлетным временем менее часа. И вряд ли за это время все они успеют подняться в воздух. А если успеют, то маловероятно, что они смогут незаметно подлететь к Соединенным Штатам на дистанцию 2500-3000 км, с которой осуществляется запуск крылатых ракет Х-55СМ/Х-555.
Если лететь по прямой, то "Лебедей" с высокой долей вероятности перестреляют еще над Западной Европой или - над Восточной Атлантикой, а если - через Северный полюс, то их неизбежно засечет цепочка американских радаров, развернутых в Гренландии и на севере Канады. В общем, на мой взгляд, шанс прорыва - минимален. И уж во всяком случае, он на порядки ниже, чем у МБР и БРПЛ, против которых у США и НАТО вообще нет эффективной ПРО. Странно, если этого не понимают наши военные. Или у них есть какие-то иные соображения?
Первый прототип Ту-160 во время испытаний.
Один из американских радаров раннего обнаружения в Гренландии.
Комментарии (0)