Ровно 65 лет назад, 27 октября 1959 года, вперевые взлетел первый прототип советского межконтинентального стратегического сверхзвукового ядерного бомбардировщика М-50, разработанного в ОКБ В.М. Мясищева. Для Владимира Мясищева, начавшего свою конструкторскую деятельность еще в 1923 году, это был последний проект.
Самолет получился очень красивым и футуристичным, но — неудачным, впрочем, не по вине конструктора. Вместо заявленной максимальной скорости в 2000 км/ч он смог развить на испытаниях лишь вдвое меньше и даже не сумел преодолеть звуковой барьер. К сожалению, двигатели М-16-17 мощностью 18500 кгс, под которые он создавался, так и не удалось довести "до ума", а слабые движки ВД-7 мощностью всего по 11000 кгс, с которыми М-50 вышел на испытания, закономерно угробили проект.
Впрочем, сама концепция сверхзвукового "Америка-бомбера", по которой создавался М-50, к началу 1960-х годов утратила актуальность поскольку к тому времени скорость в два Маха и потолок 20 км, на которые он был рассчитан, уже не гарантировали неуязвимости. И одновременно появились межконтинентальные баллистические ракеты.
Быстрый прогресс истребителей-перехватчиков и зенитных управляемых ракет сделал М-50 потенциальным "летающим гробом" еще до его принятия на вооружение. К чести хрущевского военного руководства, оно это во-время поняло и в 1961 году закрыло программу М-50, а единственный прототип этого красавца до сих пор украшает коллекцию экспонатов Монинского музея авиации. Слава Богу, что его не отправили в переплавку.
Чертеж М-50.
Компоновочная схема фюзеляжа М-50. Светло-коричневым цветом выделены топливные баки. Видно, что этот самолет фактически представлял собой "летающую бочку с керосином".
М-50 в сопровождении пары МиГ-21 на Тушинском авиапараде 1961 года. Там он произвел сенсацию среди иностранных военных атташе и журналистов, которые не знали, что это мертворожденная машина.
М-50 в Монинском авиамузее. На первом плане — пятитонная фугасная авиабомба — самый крупный боеприпас, который помещался в его бомбовом отсеке.
Монинский М-50 на съемке с дрона.
Интерьер пилотской кабины М-50.
Комментарии (0)