Ровно 70 лет назад, 23 апреля 1952 года, впервые поднялся в воздух прототип тяжелого транспортного вертолета "Хьюз" ХН-17 - одного из самых оригинальных винтокрылых летательных аппаратов в истории авиации. Он был разработан еще в 1948 году фирмой "Келлетт", которая в том же году разорилась и была поглощена компанией "Хьюз Хеликоптерс".
Аппарат создавался по заданию Пентагона на грузовой вертолет, способный нести на внеешней подвеске стандартный контейнер размером 6,1х2,4х2,4 м и массой 4,5 тонны. Но машина Келлетта-Хьюза намного перекрыла это задание: ее вертолет на испытаниях поднял в воздух 13 тонн груза, что являлось на тот момент абсолютным мировым рекордом для винтокрылов.
Чтобы иметь возможность крепить контейнер в стояночном положении, разработчик снабдил вертолет очень длинными стойками шасси, придававшими ему весьма своеобразный и довольно комичный вид. Но это была не единственная особенность машины. ХН-17 обладал чрезвычайно оригинальной силовой установкой, в которой два турбореактивных двигателя "Дженерал Электрик" служили лишь в качестве компрессоров, нагнетавших сжатый воздух в полые лопасти двухлопастного несущего ротора.
На концах лопастей располагались камеры сгорания, создававшие реактивную тягу, которая раскручивала винт. Он, кстати, имел рекордный диаметр 41 метр. До сих пор ни один вертолет не перекрыл этот показатель, даже у гигантского Ми-26 расстояние между законцовками лопастей составляет 32 метра. Система оказалась вполне работоспособной, но очень "прожорливой" и неэкономичной, из-за чего максимальная дальнотсь полета ХН-17 составляла смехотворные 64 километра.
Разумеется, военные забраковали эту машину, которая так и осталась в единственном опытном экземпляре. Однако воплощенная в ней концепция "летающего подъемного крана" не умерла и в 1960 году была повторена в советском грузовом вертолете Ми-10, имевшем такие же длинные стойки и способном носить между ними самые разные крупногабаритные грузы, вплоть до бронетранспортеров, автобусов и баллистических ракет. Но при этом - уже с нормальной силовой установкой.
Машина получилась вполне удачной и была построена в количестве 44 экземпляров, причем некоторые из них летают до сих пор! Часть этих вертолетов выпущена в модификации Ми-10К с укороченными стойками, предназначенной для строительно-монтажных работ. Насколько мне известно, в крайний раз они применялись в 2003 году при строительстве московского небоскреба "Триумф-Палас".
Американцы тоже не отказались от концепции "ходульных" вертолетов. В 1962 году появилась военнно-транспортная машина Сикорского S-54 со сменными подфюзеляжными контейнерами, которые крепились между стойками, а вместо них могли быть подвешены иные грузы. S-54 построили в 105 экземплярах, а чуть позже появилась его гражданская модификация S-64, растиражированная в количестве 30 штук. Большинство из них применяется противопожарными службами Канады и Италии.
Поледним, на сегодняшний день, вертолетом, который можно отнести к категории "летающих кранов" со сменными грузовыми отсеками, является относительно небольшой российский Ка-226, запущенный в серийное производство в 1998 году. При этом он же - самый массовый, так как уже построено 269 штук и производство продолжается.
Разработчики и испытатели ХН-17, на фоне их прикольного детища.
Слева - несущая лопасть ХН-17 крупным планом, на которой видны реактивные сопла и противофлаттерный балансировочный груз. Справа - носовая часть вертолета с кабиной экипажа, "позаимствованной" у армейского десантного планера Waco.
Ми-10 демонстрирует свои возможности на авиационном празднике в Тушино. Кстати, в отличие от других "летающих кранов", которые являются чисто грузовыми машинами, Ми-10 имеет еще и пассажирский салон на 28 кресел. При необходимости он может использоваться как дополнительный грузовой отсек.
Ми-10 мог возить даже дома.
Ми-10К, принадлежащий авиакомпании "Ютэйр". Заметно, насколько у него укорочены стойки шасси.
"Сикорский" S-54 американских ВВС без подвесок и с подвесным грузовым контейнером.
S-64 с водяным баком и брандспойтом в цветах греческой воздушной противопожарной службы.
Итальянский летающий пожарный на базе S-64. Фото Люсьена Оджога.
Ка-226Т на авиасалоне в Жуковском 2005 года. Французский флажок нарисован рядом с российским, потому что на этой машине были установлены французские движки Arrius.
Комментарии (0)