Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Длинноногий стрекозел



Ровно 70 лет назад, 23 апреля 1952 года, впервые поднялся в воздух прототип тяжелого транспортного вертолета "Хьюз" ХН-17 - одного из самых оригинальных винтокрылых летательных аппаратов в истории авиации. Он был разработан еще в 1948 году фирмой "Келлетт", которая в том же году разорилась и была поглощена компанией "Хьюз Хеликоптерс".

Аппарат создавался по заданию Пентагона на грузовой вертолет, способный нести на внеешней подвеске стандартный  контейнер размером 6,1х2,4х2,4 м и массой 4,5 тонны. Но машина Келлетта-Хьюза намного перекрыла это задание: ее вертолет на испытаниях поднял в воздух 13 тонн груза, что являлось на тот момент абсолютным мировым рекордом для винтокрылов.

Чтобы иметь возможность крепить контейнер в стояночном положении, разработчик снабдил вертолет очень длинными стойками шасси, придававшими ему весьма своеобразный и довольно комичный вид. Но это была не единственная особенность машины. ХН-17 обладал чрезвычайно оригинальной силовой установкой, в которой два турбореактивных двигателя "Дженерал Электрик" служили лишь в качестве компрессоров, нагнетавших сжатый воздух в полые лопасти двухлопастного несущего ротора.

На концах лопастей располагались камеры сгорания, создававшие реактивную тягу, которая раскручивала винт. Он, кстати, имел рекордный диаметр 41 метр. До сих пор ни один вертолет не перекрыл этот показатель, даже у гигантского Ми-26 расстояние между законцовками лопастей составляет 32 метра. Система оказалась вполне работоспособной, но очень "прожорливой" и неэкономичной, из-за чего максимальная дальнотсь полета ХН-17 составляла смехотворные 64 километра.

Разумеется, военные забраковали эту машину, которая так и осталась в единственном опытном экземпляре. Однако воплощенная в ней концепция "летающего подъемного крана" не умерла и в 1960 году была повторена в советском грузовом вертолете Ми-10, имевшем такие же длинные стойки и способном носить между ними самые разные крупногабаритные грузы, вплоть до бронетранспортеров, автобусов и баллистических ракет. Но при этом - уже с нормальной силовой установкой.

Машина получилась вполне удачной и была построена в количестве 44 экземпляров, причем некоторые из них летают до сих пор! Часть этих вертолетов выпущена в модификации Ми-10К с укороченными стойками, предназначенной для строительно-монтажных работ. Насколько мне известно, в крайний раз они применялись в 2003 году при строительстве московского небоскреба "Триумф-Палас".

Американцы тоже не отказались от концепции "ходульных" вертолетов. В 1962 году появилась военнно-транспортная машина Сикорского S-54 со сменными подфюзеляжными контейнерами, которые крепились между стойками, а вместо них могли быть подвешены иные грузы. S-54 построили в 105 экземплярах, а чуть позже появилась его гражданская модификация S-64, растиражированная в количестве 30 штук. Большинство из них применяется противопожарными службами Канады и Италии.

Поледним, на сегодняшний день, вертолетом, который можно отнести к категории "летающих кранов" со сменными грузовыми отсеками, является относительно небольшой российский Ка-226, запущенный в серийное производство в 1998 году. При этом он же - самый массовый, так как уже построено 269 штук и производство продолжается.


Разработчики и испытатели ХН-17, на фоне их прикольного детища.


Слева - несущая лопасть ХН-17 крупным планом, на которой видны реактивные сопла и противофлаттерный балансировочный груз. Справа - носовая часть вертолета с кабиной экипажа, "позаимствованной" у армейского десантного планера Waco.


Ми-10 демонстрирует свои возможности на авиационном празднике в Тушино. Кстати, в отличие от других "летающих кранов", которые являются чисто грузовыми машинами, Ми-10 имеет еще и пассажирский салон на 28 кресел. При необходимости он может использоваться как дополнительный грузовой отсек.


Ми-10 мог возить даже дома.

Ми-10К, принадлежащий авиакомпании "Ютэйр". Заметно, насколько у него укорочены стойки шасси.


"Сикорский" S-54 американских ВВС без подвесок и с подвесным грузовым контейнером.


S-64 с водяным баком и брандспойтом в цветах греческой воздушной противопожарной службы.


Итальянский летающий пожарный на базе S-64. Фото Люсьена Оджога.


Ка-226Т на авиасалоне в Жуковском 2005 года. Французский флажок нарисован рядом с российским, потому что на этой машине были установлены французские движки Arrius.


Источник: Длинноногий стрекозел
Опубликовал:
Теги: США ссср авиация история экзотика

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Путин отметил рост товарооборота с Ираном почти на 40 процентов
Путин отметил рост товарооборота с Ираном почти на 40 процентов
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 16:46 19 янв 2022
Посадка чеснока в мае 2022 года
Посадка чеснока в мае 2022 года
0
Артобоз 11:33 19 апр 2022
Карьерный эксперт объяснила, как достигать поставленных целей
Карьерный эксперт объяснила, как достигать поставленных целей
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:05 19 янв 2022
Свыше 132 тысяч столичных студентов воспользовались бесплатным Wi-Fi в общежитиях
Свыше 132 тысяч столичных студентов воспользовались бесплатным Wi-Fi в общежитиях
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:59 25 янв 2022
Началось строительство второго тоннеля на центральном участке Троицкой линии метро
Началось строительство второго тоннеля на центральном участке Троицкой линии метро
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:24 19 янв 2022
Более 700 тысяч человек отпраздновали День студента онлайн
Более 700 тысяч человек отпраздновали День студента онлайн
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 22:16 24 янв 2022
В Кремле прокомментировали ситуацию с поставками газа Молдавии
В Кремле прокомментировали ситуацию с поставками газа Молдавии
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 13:35 19 янв 2022
Более двух тысяч человек посетили инфоцентры в четырех столичных парках
Более двух тысяч человек посетили инфоцентры в четырех столичных парках
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 12:35 19 янв 2022
Антонов назвал ложью слухи об эвакуации российских дипломатов из США
Антонов назвал ложью слухи об эвакуации российских дипломатов из США
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 21:35 24 янв 2022
«Все было как цирк»: летевшая с Волочковой пассажирка раскрыла подробности скандала в самолете
«Все было как цирк»: летевшая с Волочковой пассажирка раскрыла подробности скандала в самолете
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 11:48 19 янв 2022
В Госдуме рассмотрят в феврале обращение к Путину о признании ДНР и ЛНР
В Госдуме рассмотрят в феврале обращение к Путину о признании ДНР и ЛНР
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 19:28 24 янв 2022
EXPO-2017. Катар, Испания, Швейцария, Венгрия, Латинская Америка и Карибы.
EXPO-2017. Катар, Испания, Швейцария, Венгрия, Латинская Америка и Карибы.
0
NEFER`S JOURNAL 22:00 05 июл 2017

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства