Ровно 115 лет назад, 11 июля 1907 года состоялся первый взлет аэроплана Блерио-6 "Либеллула" ("Стрекоза"), ставшего первым изделием впоследствии знаменитого авиаконструктора Луи Блерио, которое смогло совершить полет.
Аппарат имел тандемно-монопланную схему с двумя крыльями одинакового размаха, установленными одно за другим. Его приводил в движение восьмицилиндровый V-образный мотор водяного охлаждения "Антуанетт" мощностью 24 л.с, установленный в носу фюзеляжа и вращавший двухлопастный винт весьма примитивной формы с плоскими лопастями, похожими на весла.
Законцовки переднего крыла поворачивались вверх-вниз, играя роль рулей высоты. К расширенному по вертикали наподобие рыбьего плавника хвосту фюзеляжа крепился на шарнирах руль направления. Самолет оприрался на трехопорное шасси с пружинной аморитзацией и велосипедными колесами.
Первая попытка взлета была предпринята 7 июля, но не увенчалась успехом: аэроплан не смог оторваться от земли. После этого Блерио увеличил размах переднего крыла, благодаря чему его "стрекозел" таки подпрыгнул, но пролетел всего 30 метров. Тем не менее, многочисленные зеваки, собравшиеся посмотреть на необычное зрелище, были в восторге.
25 июля Блерио удалось пролететь уже 150 метров, но в полете оторвалась лопасть винта, из-за чего авиаконструктору, который был и испытаталем, пришлось срочно садиться подломив шасси. После этой небольшой аварии Блерио не только починил, но и улучшил аппарат, снабдив его двигателем фантастической мощности - аж целых 50 лошадиных сил. Это сразу придало "стрекозлу" такую летучесть, какую его создатель даже не ожидал.
В очередном испытании, состоявшемся 17 сентября, аэроплан после отрыва от земли пролетел, быстро разгоняясь, 180 метров, а потом "свечой" взмыл вверх, на мгновенье завис с задранным носом, соравлся в плоский штопор и плашмя рухнул на землю. Блерио посчастливилось учелеть, отделавшись ушибами и порезами лица стеклами разбитых очков.
Восстанавливать "Либеллулу" авиаконструктор не стал, сразу начав делать новый аэроплан - Блерио-7. Но это уже другая история. А на заставке - чем-то недовольный Луи Блерио в кабине "Стрекозы".
"Либеллула", вид спереди.
"Либеллула" на импровизированном песчаном аэродроме во время испытаний.
Комментарии (0)