Год литературы может стать последним для русских классиков, изображённых вместе с музами на стенах арбатского дома
Из множества необычных зданий в Москве больше всего удивляет, пожалуй, доходный дом Бройдо в Плотниковом переулке. На уровне третьего этажа тянутся скульптуры, происхождение которых связано с одной из городских легенд. Как только не называют в народе это строение: «Дом с барельефами», «Парнас дыбом», «Классики в гостях у гетер» и даже «Дом со шлюхами».
Закинув голову, можно увидеть десятки полуобнажённых фигур в античных одеждах. Среди обветшалых изваяний угадываются русские писатели — Пушкин, Гоголь, Толстой. Это единственный в России дом, на котором изображены сцены любовных утех с участием классиков отечественной литературы.
Народная молва утверждает, будто до революции здесь находился публичный дом. Дамы легкого поведения якобы скинулись и установили барельефы в память о своих знаменитых клиентах. На самом деле никакого борделя не было. На этажах располагались меблированные комнаты. По этим лестницам ходили вполне приличные люди — доктор медицины Иван Клейн и археолог Борис Граков.
Скульптор Леопольд Синаев-Берштейн создал композицию «Парнас» для Музея изящных искусств на Волхонке. Автор изобразил деятелей культуры, стоящих в обнимку с музами в очереди к Аполлону, который раздает лавровые венки. Творение вышло фривольным и двусмысленным. Увидев его, основатель музея Иван Цветаев отказался размещать барельефы на портике. Скульптуры были разрезаны на части и проданы домовладельцу Герману Бройдо, который установил их на доме в Плотниковом переулке.
Доходный дом был построен в 1907 году. Размещённые на нем барельефы пережили революцию, советскую власть и перестройку, но к сегодняшнему дню пришли в ужасающее состояние. Ремонтируя квартиры, строители били изнутри по стенам, осыпая лепнину. Часть фигур раскололась при установке стеклопакетов.
Если верить старожилам, лет двадцать назад эркер был украшен фигурами бородатых персонажей в просторных хитонах. После замены окон скульптуры обвалились и потерялись безвозвратно. Остались лишь две пары осиротелых муз по бокам.
Вход в подъезд охраняли романтические маскароны. Из двух голов осталась только одна — вторая была сбита кузовом неудачно развернувшегося самосвала. Некоторые искусствоведы говорят, что скульптура в римском шлеме не имеет высокой художественной ценности. Но никто не сомневается в том, что здание — архитектурный раритет.
По словам краеведа Рустама Рахматуллина, проблема этого дома типична для жилых многоквартирных домов со смешанной формой собственности. В одном подъезде соседствуют приватизированные и неприватизированные квартиры, а также офисы, находящиеся в аренде у города.
Спрятавшись за водосточной трубой, Гоголь наблюдает за страстными лобзаниями любвеобильных девиц. Сюжет не слишком достоверный, поскольку биографам ничего неизвестно о связях Николая Васильевича с женщинами. Когда-то за спиной автора «Мёртвых душ» стоял Пушкин, но сейчас от поэта остался только торс — голова отвалилась и потерялась.
Лев Толстой в мужицкой рубахе, с подвёрнутыми штанами, прижал к стене барышню в длинном халате. За спиной графа стоит хмурый тип, похожий на Смерть, как ее представляли в Средневековье. Судя по всему, мы видим первое прижизненное скульптурное изображение Льва Николаевича.
Обычно классиков литературы изображают бесполыми существами, погруженными в думы со скорбно склонёнными головами. А здесь им не чуждо ничто человеческое. Толстой то ли целуется с Пушкиным, то ли зачитывает ему отрывок из своего романа. Можно сказать, что «солнце русской поэзии» вглядывается в «зеркало русской революции».
Архитектор Николай Жерихов построил 45 доходных домов в центре Москвы — на Арбате и на Остоженке, на Сретенке и на Басманной улице. Признак его творческого стиля — фасады с обильной лепниной и барельефами. Кто-то расценивает такие скульптуры как ненужное излишество, кто-то — как своеобразный приём, присущий эпохе модерна.
Оформление «Дома с барельефами» не слишком характерно для арбатского дворянско-аристократического культурного пространства, которое ставило высшей ценностью темы верности и семейного счастья. Сюжеты, связанные с походом к «веселым дамам», были бы более оправданы с районах Кузнецкого моста и Неглинки.
Дом включен в городскую программу ремонта фасадов, но это означает, что строители могут сделать лишь декоративный ремонт — замазать особо глубокие трещины и покрыть краской сверху. Однако уникальные барельефы требуют гораздо более глубокого уровня реставрации.
Фасадно-реставрационные работы — дело сложное и затратное. Они предполагают разработку проекта, согласование, финансирование. В первую очередь следует разобраться, кто выступает техническим и юридическим заказчиком таких работ. Пока на этот вопрос нет ответа.
Объект культурного наследия, который обладает столь выдающимся фасадом, продолжает рушиться и рассыпаться. Остаётся одна надежда на новые поправки в Закон о памятниках истории и культуры, вступившие в силу 22 января 2015 года. Документ выстраивает схему взаимодействия индивидуальных жильцов, арендаторов и города.
А пока барельефы Серебряного века находятся в чудовищном состоянии, исчезая буквально на глазах. Полая лепнина — гораздо более легковесный материал, чем высеченная из камня скульптура. Кажется, участникам скульптурного действа уже не до эротики — они утешают друг друга перед неминуемой гибелью.
Многофигурную композицию венчает длиннобородый деятель, которого принимают то за Салтыкова-Щедрина, то за Достоевского, то за Гомера. «Парнас дыбом» хранит множество тайн, которые должны разгадать исследователи. Разумеется, при условии, что сохранятся сами скульптуры.
Дом в Плотниковом переулке, не имеющий аналогов в нашей стране, скоро перейдет в разряд аварийных. Нынешний год, объявленный Годом литературы, возможно станет последним для облупленных русских писателей, утешаемых печальными музами.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)