Они познакомились в 1982. Уорхолу — 54, Баския — 21. Первый — признанный аторитет поп-арта, создатель фабрики, наибогемнейшего клуба, мастерской, второй — бездомный начинающий граффитист, расписывает футболки и рисует открытки со своими странными чудищами, и живет на их продажу. Есть легенда.
В ресторане Баския подошел к Уорхолу и продале ему пару своих открыток. Энди заинтересовался парнем и пригласил за стол.
Но Баския убежал.
Просто у него возникла идея - быстро сделать двойной портрет со звездой арт-сцены.
Идею он воплотил.
Двойной портрет (ныне знаменитейшая работа), он подарил Уорхолу. Так родилась дружба. Был ли это действительно броманс, или, все-таки, романтические отношения? Мы не знаем. Но они создали великолепный творческий дуэт.
Они работали в четыре руки, когда поп-артистское изображение покрывалось граффити. Так родилась целая группа картин, часть которой хранится в частных коллекциях, а другая в музеях. За два года создали вместе более 130 полотен. Уорхол скончался в 1987 году, Баския в — 1988.
У портрета богатая выставочная история.
Баския, автопортрет
Баския, Падший ангел
Высказывалось предположение, что изображение ангела и короны (корону он неоднократно рисовал) было символом собственного чувства судьбы.
У него определенно было чувство судьбы, и друзья вспоминали: он знал, что станет известным художником и умрет молодым.
Буйные краски перекрывающихся цветов.
Взрывной эффект.
Впрочем, все его творчество дает ошеломляющее впечатление взрывной, бешенной энергии.
«Падший ангел без названия» — идеально отражает его стремительные взлеты и падения – его короткую жизнь.
Жан-Мишель Баския. «Великие хиты Леонардо да Винчи» (1982)
Картины, представленные на его первой персональной выставке, полностью распродались.
В 1982 году, кудожнику было всего 21, вместо холстов он использовал ящики, двери, окна и даже холодильники.
После высавки он стал популярным.
Дружил тогда с Дэвидом Боуи, и встречался с Мадонной. Мадонна даже подралась за него с какой-то девушкой.
Жан-Мишель Баския «Глаза и яйца» (1983).
Это Джо. Он держит сковороду, на которой приготовлена яичница из двух яиц. Красные желтки яиц соотносятся с пустыми сверкающими глазницами. Из названия полотна понятно, что герой готовит яичницу из собственных глаз.
Что-то глубокое и сложное.
Фигура Джо и субъект, и объект одновременно; он готовит простое блюдо из своего мироощущения и восприятия, и предлагает его попробовать зрителю.
Есть ли разница между музейным искусством и тем, что вы готовы видеть дома?
Ниже Жан-Мишель Баския в рекламной компании Issey Miyake, Токио, 1983 год.
Черный костюм и босиком , знаковая фотография Баскии:
Баския – член клуба 27. Посмертный. Впрочем, все члены этого клуба посмертные.
Клуб 27 - это городская легенда, миф, который приписывает особое значение популярным музыкантам, художникам, актерам и другим знаменитостям, которые умирают в возрасте 27.
Хоть это и миф, он остается культурным феноменом, документирующим смерти знаменитостей, некотое умерли при странных обстоятельствах. Поскольку клуб полностью условный, официального членства нет.
Комментарии (0)