Ровно 145 лет назад, 6 декабря 1876 года немецкий торговец и археолог-любитель Генрих Шлиман раскопал на территории греческого полуострова Пелопоннес царскую гробницу с богатейшими сокровищами, которую он принял за захоронение легендарного царя Агамемнона, описанного Гомером в поэме "Илиада". Его предположение оказалось ошибочным, а Агамемнон до сих пор считается мифологическим персонажем.
Однако Шлиман, сам того не подозревая, открыл так называемую Минойскую или Крито-Микенскую цивилизацию, самую раннюю на Европейском субконтиненте, о которой до его открытия не было практически никакой информации, кроме древних мифов, причем - древних даже для античных греков. Она возникла в начале второго тысячелетия до новой эры и просуществовала примерно 500-600 лет, после чего была уничтожена вторжением с севера воинственных дорийских племен.
А цивилизация была интересная. Минойцы имели письменность, развитую архитектуру, причем как гражданскую, так и фортификационную, а также - бронзовую металлургию. Они строили дворцы в несколько этажей, дороги, мощеные каменными плитами, изобрели водопровод с керамическими трубами, рисовали изящные фрески и были исключительно искусными ювелирами. Но защитить свою культуру и самих себя от разрушительного нашествия варваров они не смогли.
Уничтожение этой культуры отбросило Европу далеко назад и на 400 лет затормозило ее развитие во всех областях. В частности, была утрачена письменность, которую потом пришлось изобретать заново, утеряны навыки строительства гидротехнических сооружений, значительно деградировала архитектура, обработка металла, живопись и прикладные искусства. Историки называют это "бронзовым коллапсом" или "катастрофой бронзового века".
На заставке - минойская фреска с изображением грифона, а дальше - артефакты Крито-Микенской цивилизации, найденные как Шлиманом, так и его последователями.
Микенские золотые погребальные маски, которыми при захоронении закрывали лица знатных покойников. Правую Шлиман считал маской Агамемнона.
Золотые чаши для питья, украшенные рельефными изображениями.
Бронзовые кинжалы с накладными золотыми украшениями и золотой ритон в форме львиной головы.
Золотые накладки на женский головной убор.
Золотые бусы и пластина с рельефным изображением царицы или богини и прислуживающих ей мифологических существ.
Реконструкция раскопанной Шлиманом крепости Микены - столицы Микенского царства.
Так называемые Львиные ворота Микен, названные по украшающему их барельефу. Сами ворота и окружающие их крепостные стены сооружены из многотонных и тщательно пригнанных друг к другу каменных блоков, поэтому древние греки, которые первыми раскопали эту постройку, считали, что она создана гигантами.
Вход в подземную гробницу микенского царя Атрея.
Фрески царского дворца в Кноссе. Интересно, что уже тогда знатных людей было принято изображать светлокожими, а простолюдинов и слуг - смуглыми.
Минойская красавица, которой три с половиной тысячи лет (вот, когда родилось аниме!), рыбак и поединок боксеров.
Комментарии (0)