14 октября «звезде» «Вечного зова» актеру Вадиму Спиридонову (1944-1989) могло бы исполниться 80 лет. Красавец-актер, самобытный, харизматичный, мощный. Герой-любовник или сражающийся за Родину солдат... Как только появлялся на экране – главное внимание ему. Особенно в Спиридонове поражала способность играть фактически нелюдей – мерзавцев, бандитов, предателей, одновременно вызывая сумасшедшую гамму чувств - от любви до ненависти.
И такая нелепая смерть в 45 лет – на взлете карьеры, на пике популярности.
«Трагедия Вадима в том, что ему много обещали и часто обманывали, - делилась с автором этих строк народная артистка РСФСР Тамара Семина. - А умер-то он отчего? Он не выдержал ожидания. Пробовался на главную роль в фильме «Все впереди». Пробы прошли блестяще. И он ждал, когда его утвердят на роль с августа по декабрь. Нервы на пределе… Тишина! И Вадик в конце концов сказал: «Да пошли вы все!..» А когда через три дня пришла телеграмма с вызовом на съемки, - сердце не выдержало»
«ВАДИК ГОРДЫЙ БЫЛ, СКАЗАЛ: «ДА ИДИТЕ ВЫ ВСЕ!»
Трудно сказать, откуда пошла легенда, что Вадим Спиридонов приехал покорять Москву из сибирской глубинки. Его мама – коренная москвичка, отец – родом из Тульской области, из деревни с забавным названием Нюховка. Перед войной они познакомились в Крыму. Красивый курортный роман закончился свадьбой. Молодые обосновались в столице, в Сокольниках. Глава семьи работал инженером на заводе, его супруга – бухгалтером. Вскоре у них родился первенец – Саша, который, заболел и умер в младенчестве. Поэтому когда на свет появился Вадим, родители берегли его как зеницу ока.
Вадим Спиридонов родился на Покров 14 октября 1944 года в Москве.
Детство у мальчишек военной поры было похожим: пока родители воевали, а затем восстанавливали страну после разрухи, их воспитанием занимался двор. Многие впоследствии знаменитые актеры этого поколения признавались, что от блатной романтики и всяких криминальных глупостей их спасла театральная студия. Тоже самое о себе мог сказать и Вадим Спиридонов.
Как впоследствии он рассказывал, детство и юность у него были бурными: рос шпана шпаной, дерзким, вспыльчивым. И хулиганил, и в дворовых драках участвовал. Правда, дрался когда считал, что правда на его стороне – «правильные романтические книжки», которые юноша обожал, и внушенные родителями духовные ценности - сделали свое дело. Правдоискательский характер, романтика, книги, любовь к кино в конце концов и привели его в драмкружок Дома культуры завода «Салют», где Вадим сыграл свои первые роли.
Тренеры секции бокса, куда он параллельно ходил, чтобы уметь постоять за себя, считали, что из парня может получиться первоклассный боксер. Однако после школы Вадим, не колеблясь, отнес свои документы в Школу-студию МХАТ, и, несмотря на сумасшедший конкурс, успешно прошел все туры, и был принят
Но проучился в великом театральном вузе всего полгода. Как-то после лекций Спиридонов вместе с однокурсниками заступился за девушек, к которым на улице Горького приставала большая нетрезвая компания. Началась драка, в которой, как вспоминала вдова актера Валентина Спиридонова, «Вадик, как самый сильный, здорово накостылял обидчикам».
Валентина Спиридонова: «Забрали их в милицию, написали «телегу» в институт. И закрутилось такое! Стали их разбирать на всевозможных собраниях - и на комсомольском, и на партийном, и на учебном совете. Ребята реагировали по-разному: кто-то расплакался, кто-то родителей привел, кто-то покаянно прощения попросил. А Вадик гордый был, сказал: «Да идите вы все!» - и ушел».
Бросив Школу-студию, Спиридонов полтора года трудился рабочим сцены в Театре имени Маяковского, а вечерами пропадал в драмкружке Дома культуры «Чайка». Там он понял, что актерская профессия его не отпускает, только ему ближе стихия кино. Поэтому в 1966 году, сдав экзамены в Щукинское театральное училище и во ВГИК, Спиридонов выбрал институт киноискусства - мастерскую легендарных педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой
Вадим Спиридонов (крайний справа) с однокурсниками около здания ВГИКа. Фото из открытых источников
Этот курс оказался одним из сильнейших за всю историю ВГИКа. Хотя он негласно и считался «курсом четырех Наташ» - Аринбасаровой, Белохвостиковой, Бондарчук и Гвоздиковой (каждый выпуск Сергея Герасимова получал имена самых ярких студентов), почти все стали звездами кино. Николай Еременко-младший, Талгат Нигматуллин, Нина Маслова, Ирина Азер, Надежда Репина. И конечно, Вадим Спиридонов на их фоне не потерялся.
Начиная со второго курса, он начал получать приглашения от режиссеров, но Сергей Аполлинарьевич Герасимов и Тамара Федоровна Макарова считали, что сниматься их студентам слишком рано – нужно еще многому научиться. После третьего курса они увезли своих учеников на Байкал, где Герасимов дал им роли в своей новой картине «У озера"
Именно в этой мелодраме дебютировал 25-летний Вадим Спиридонов. На этих съемках он познакомился с Василием Шукшиным, который пару лет спустя пригласил его в свою ленту «Печки-лавочки». Кстати, сразу оценив его самобытный актерский дар и почувствовав в Спиридонове родственную душу, Шукшин обещал отдать ему одну из главных ролей в своем «фильме жизни» - о Степане Разине. Но умер, так и не осуществив свои планы.
«СЫГРАЛ ЛУЧШЕ, ЧЕМ Я НАПИСАЛ»
После окончания ВГИКа Вадим Спиридонов был принят в штат Театра-студии киноактера и начал активно сниматься. Его высокий (188 см) рост, привлекательная внешность, статная спортивная фигура, неуемный темперамент, готовность стать «пластилином» для режиссера идеально подходили для кино. А еще Вадиму Семеновичу шла военная форма, поэтому первые его заметные роли – это полковник Деев в военной драме «Горячий снег» (1972 год), легендарный командир первой батареи «Катюш» капитан Флеров в фильме «Укрощение огня» (1972)
В фильме "Горячий снег", 1ё972 год
Как актера огромной мощи, с ярко выраженным отрицательным обаянием Спиридонова открыли режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский, пригласив его в легендарный фильм-эпопею «Вечный зов» (1973-1983). Не все знают, что изначально он должен был играть старшего Савельева, Антона. Но второй режиссер сериала Валентина Кузнецова, которая видела Спиридонова в «Горячем снеге», убедила Ускова и Краснопольского, что лучшего Федора, чем Спиридонов, им не найти. И оказалась права.
Тем, кто видел «Вечный зов» в советское время, не надо объяснять, кто такой Федька Савельев и каким своего героя сделал Вадим Спиридонов. Роман Анатолия Иванова, по которому снималась картина, охватывал почти полвека истории страны и отдельно взятой семьи Савельевых с их страстями и драмами. Федор – один из ключевых персонажей, пожалуй, самый сложный, противоречивый и должен был вызывать у зрителей всю гамму эмоций – от бескрайней любви до лютой ненависти. И Спиридонов сыграл его так, что после премьеры автор романа и соавтор сценария ему признался: «Ты сыграл больше и лучше, чем я написал».
Режиссер Валерий Усков вспоминал, что актер буквально жил этой ролью: отказываясь от дублеров, прыгал в ледяную воду, бегал босиком по холодной горной реке, до изнеможения скакал на лошади... Заболев, с высокой температурой рвался тут же повторить неудачный дубль. Однажды, когда кто-то из съемочной группы усомнился, сделает ли он сложный трюк, Спиридонов на спор переплыл Волгу со связанными руками и ногами. А главное – он показывал чудеса перевоплощения.
«Когда нужно было быть толстым и сытым, - рассказывал режиссер, - через неделю Вадим превращался в толстого и сытого. Когда нужно было быть худым, изможденным и дерганым, он превращался в такого человека»
Валентина Спиридонова: «Когда нужно было «помолодеть», стать 16-летним, Вадику даже грудь брили, поскольку она выдавала его настоящий возраст. Потом он шел в баню и буквально выпаривал из себя несколько литров воды, целыми днями ничего не пил и не ел. А через два дня, перевоплощаясь в 40-летнего взрослого Федора, поглощал борщ кастрюлями. Это было жуткое истязание! Но муж к издержкам актерской профессии относился спокойно - просто считал съемки тяжелой мужской работой».
В результате образ был сыгран настолько мощно, достоверно, что иногда возникали абсолютно трагикомические ситуации.
Валерий Усков: «Однажды Вадим опоздал на озвучание. Он в этом плане был очень аккуратный человек. А тут ждем его, ждем. Нет его! Когда он пришел, и я начал корить его за опоздание, объясняет: «Валерий Иванович, вы знаете, что произошло? Я еду в такси. Таксист на меня смотрит, смотрит. Потом вдруг останавливает машину и говорит: «За что ты, сволочь, Ваньку-то в тюрьму посадил? А ну, сволочь, вылезай из машины. Не повезу!»
И похожие истории потом с ним случались неоднократно. Годы спустя на встречах со зрителями Вадим Семенович с улыбкой рассказывал, как после дилогии «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977), где он сыграл бывшего кулака, полицая, «фашистского прихвостня» Фёдора Макашина, на улице часто слышал в спину: «У-у, предатель! Как земля таких носит…»
А после фильмов «Прощальная гастроль «Артиста» (1979) и «Криминальный квартет» (1989) многие зрители на полном серьезе полагали, что у актера Вадима Спиридонова серьезное криминальное прошлое – настолько органично он выглядел в роли бандита, криминального авторитета.
Ну и, конечно, после «Вечного зова» все зрители были уверены, что у него нешуточный роман с актрисой Тамарой Семиной – исполнительницей роли Анфисы, ведь страсти там пылали… просто «Шекспир в кубе». Такова волшебная сила таланта!
«ВЕРНЫЕ ДРУГ ДРУГУ КАК ДВА ЛЕБЕДЯ»
Роль в «Вечном зове» актер называл своей любимой работой. За нее он получил Государственную премию, с нее началась его сумасшедшая популярность, стало ясно, что в советском кинематографе появился актер с яркой индивидуальностью, невероятной притягательностью, мужской харизмой. И герой, и антигерой в одном лице.
В 1970-е и начале 1980-х Спиридонов был режиссерами нарасхват. Ленты «Любовь земная», «Дожить до рассвета» (1975), «Судьба», «Трясина» (1977), «Отец и сын» (1979), «Прощальная гастроль «Артиста», «Юность Петра» (1980) - не сходили с экранов кинотеатров и сделали его настоящей звездой экрана. Кроме того, Вадим Семенович своим волнующим женский слух тембром за кадром озвучивал отечественных и зарубежных знаменитостей. Его голосом говорили, например, Ален Делон, Жерар Депардье, Джек Николсон и многие другие.
Естественно у Спиридонова появилась армия поклонниц. Чтобы увидеть своего кумира, юные фанатки ночевали на лестничной площадке перед его квартирой, раскрашивали любовными признаниями стены в подъезде, караулили его на улице. На киностудии всех фильмов, где снимался Спиридонов, на его имя приходили мешки писем с признаниями в любви и просьбами о встрече. Порой девушки даже вкладывали в конверты свои фотографии в обнаженном виде…
Поклонницы не знали, что актер с 18 лет счастливо женат на своей Валентине, в которую влюбился еще подростком, к тому же по своей природе однолюб. Как только съемки заканчивались или наступал перерыв, тут же мчался в аэропорт и улетал домой.
«На съемках «Вечного зова» вся группа угорала, - рассказывала автору этих строк Тамара Семина. - В отношениях наших героев – Федора и Анфисы - кипели такие страсти, такие громы и молнии летали… При этом мы с Вадимом, его Валей и моим мужем Володей Прокофьевым дружили семьями. Для него в жизни только одна Валя и существовала. Однолюбы. Верные друг другу, как два лебедя»
«Вадим вообще чурался всеобщего внимания, - рассказывала Валентина Спиридонова. - Когда к нему, бывало, подходили на улице и спрашивали: «О, Вы же Спиридонов?», он обычно отвечал: «Нет-нет, я просто на него похож». Муж был очень домашним, семейным человеком, любил уют! Очень любил читать, отдавал предпочтение философским трактатам и книгам по российской истории. Ходили мы в театры и Дом кино на премьеры - нас часто приглашали друзья, а вот в ресторанах почти не бывали. Муж любил есть дома. Усков не раз удивлялся: «Вадима окружали красивые девочки, сами к нему цеплялись, затаскивали к себе, но он все равно вырывался и ехал домой, к Вале».
О том, как на актера и мужчину Вадима Спиридонова реагировали зрительницы, красноречиво говорит такая история. Однажды во время гастролей с сольными творческими вечерами от Бюро пропаганды советского кино он отдыхал в гостинице. Вдруг телефонный звонок. На другом конце провода раздался кокетливый женский голос: «Вадим Семенович, по вам плачет тюрьма!» Оказалось, это звонила начальница женской тюрьмы. Она слезно попросила его выступить перед осужденными: «Наш контингент, а это одинокие женщины, вас очень любит».
Позже актер рассказывал: «Выхожу на сцену и вижу полный зал голодных женских глаз, готовых растерзать меня на месте. Чего там только не делал: и стихи читал, и истории со съемок рассказывал, и пел…»
После выступления Вадима Семеновича выводили под охраной. Начальница объяснила: «Мы не можем вами рисковать. Вы же видите, что в зале творится!»
Валентина Спиридонова: «Конечно, сыгранные им роли накладывали определенный отпечаток на его поведение в обычной жизни - ведь он погружался в образ с головой. Но в целом, в быту Спиридонов был обыкновенный русский мужик. Кстати, я всегда ему говорила: «Вадик, ты один из лучших представителей русского народа». Он любил травить анекдоты, ходить в баню, вкусно поесть, выпить водочки - но никогда, что называется, «не усугубляя»
СЕРДЦЕ НЕ ВЫДЕРЖАЛО НАГРУЗОК
В начале 1980-х Спиридонов сыграл одну из своих лучших ролей - Акинфия Демидова в исторической драме Ярополка Лапшина «Демидовы» (1983), которой очень дорожил, затем - командарма Буденного в фильме «Первая конная» (1984) и комдива Владимира Иверзева («Батальоны просят огня», 1985). Но с началом перестройки актер чутко уловил ветры перемен. Кино постепенно становилось другим, не очень соответствующим его вкусу и уровню. Приходилось отказываться от ролей, из-за этого Спиридонов переживал, становился раздражительным
Началась черная полоса. Он хотел сыграть Ермака в одноименном мини-сериале Ускова и Краснопольского, но режиссеры утвердили на эту роль Виктора Степанова. (Как потом признался Валерий Усков, он «до конца своих дней будет жалеть, что не взял Спиридонова на эту роль».) В качестве режиссера загорелся экранизировать «Князя Серебряного» Алексея Толстого, но ему сказали, что сейчас зритель ждет «нечто американское - со стрельбой и обнаженкой». Вадим Семенович наотрез отказался. Потом долго ходил по инстанциям, пробивая свой кинопроект, который обещал снять так, «что «Звездные войны» отдыхать будут». Но этот проект «завис»…
«На киностудии «Беларусьфильм», - вспоминал оператор Анатолий Заболоцкий, - добились в Госкино разрешения сделать советско-французский фильм по повести Василия Белова «Все впереди». Сбили мы наспех съемочную артель: режиссером взялся быть Николай Бурляев, а я - оператором-постановщиком. Прочитав повесть, я сразу увидел Вадима в роли физика Медведева. Ознакомившись с текстом, Вадим обрадовался и начал готовиться к роли».
Тамара Семина: «Летом 1989 года режиссер (Бурляев, - авт.) пробы привез к нему домой, чтобы его жена Валя и мама Зинаида Афанасьевна посмотрели. Валька мне тогда сказала: «Томочка, я знала, что Вадька потрясающий артист, но, чтобы до такой степени... Это будет открытием в кинематографе, такой будет взрыв невероятный!» Вадим ждал, когда его утвердят на роль, с августа по ноябрь. Нервы на пределе… Тишина!»
Потом оказалось, что в это время Николай Бурляев решил сам играть физика Медведева и убедил руководство не брать Спиридонова.
Валентина Спиридонова: «И вот как-то сидя вечером на кухне, муж выпалил сердцах: «Сдохнуть бы от этой жизни, так все надоело! А чтобы не лежать и не тухнуть, хорошо бы умереть зимой, например, 7 января». Я тогда возмутилась: «Здрасьте! У людей Рождество, а ты помирать собрался!» Он внимательно на меня посмотрел и говорит: «Ну, тогда 7 декабря». «Еще лучше придумал! Или забыл, что у меня 8-го день рождения?». «Вот, - мрачно добавил, - и сделаю тебе подарок».
Отстоять кандидатуру Спиридонова помог писатель Василий Белов. Он позвонил на «Белорусьфильм» и сказал, что другого актера в этой роли не видит. В первых числах декабря Вадим Семенович получил телеграмму: «Вы утверждены. Срочно выезжайте».
Анатолий Заболоцкий: «Когда до начала съемок осталось пять дней, Вадим мне сообщил: на «Мосфильме» предложили срочный запуск его первой большой картины. Что делать? Вадим, чувствуя, как режиссер Бурляев не расположен к нему, метался между собственной постановкой и ролью. Он был жесткий, но светлый, ранимый человек, хотя с виду занозистый и гордый. Однако принял твердое решение: отказался от запуска своего фильма и позвонил в Минск, что купил билет и вечером выезжает на съемки».
Валентина Спиридонова: «В тот вечер на 23.45 у мужа был билет на поезд Москва - Минск. За несколько часов до выезда он сказал: «Какая я свинья, что уезжаю накануне твоего дня рождения». «Да ладно, - отвечаю, - ты мне позвонишь, поздравишь». Мы еще пошутили на эту тему. Потом он вдруг говорит: «Что-то я устал, хочу немножко полежать, выключи свет». Прилег. Я сидела на кухне и вдруг, сама не знаю почему, почувствовала неладное. Какая-то сила заставила меня подойти к мужу, я начала его будить, трясти. А он… уже умер».
Анатолий Заболоцкий: «Утром следующего дня мы встречали его в Минске. Вадим не приехал. Позвонили в Москву, жена его в слезах сообщила: Вадим умер. Сердце не выдержало нагрузок...»
Вадим Спиридонов ушел из жизни 7 декабря 1989 года, в возрасте 45 лет. Официальный диагноз: «острая сердечная недостаточность». Похоронен 10 декабря на Ваганьковском кладбище (участок № 13).
Валентина Спиридонова. Фото из открытых источников
P. S. Его вдова Валентина Спиридонова после смерти мужа полгода не могла прийти в себя – не выходила из больниц. «Чувствовала себя виноватой в том, что не уберегла». И теперь все эти годы каждую неделю ездит на Ваганьковское кладбище.
«На памятнике на его могиле, - рассказывала Валентина Сергеевна, - я выгравировала две розы: вдруг, после того как помру, никто цветов ему не принесет, а эти две розы будут у него всегда. Но, к счастью, я напрасно волнуюсь: мимо могилы Вадика никто не проходит, цветы на ней всегда лежат. Дело в том, что экран как бы высвечивает истинную сущность актера. То, что Вадим был хорошим человеком, видно, даже когда он играет предателей. Его искренне любили и продолжают любить».
Комментарии (0)