Сделав заметку о вампиристике в современном западенм синематографе и гейм-индустрии, я решил поинтересоваться, а как обстоят дела у нас, в России? В советском кино смотреть было не на что, поскольку с октябрьской революции и до ельцинской контрреволюции ни одного фильма про вампиров в СССР так и не сняли, что и неудивительно, так как с коммунистической парадигмой эта тематика плохо сочетается. Или наоборот -
Но в постсоветскую эпоху картина резко изменилась. Уже в 1991 (формально - еще в СССР, но ментально - уже нет) и 1992 годах вышли две кинокартины: "Пьющие кровь" и "Семья вурдалаков". Но обе они, на мой взгляд, не очень интересны, так как это всего лишь экранизации "вампирских" рассказов Алексея Толстого, написанных еще в середине позапрошлого века.
Правда, авторы "Семьи вурдалаков" перенесли сюжет в Россию времен "угара перестройки", но, поскольку действие разворачивается в глухой деревне, это почти незаметно. Разве что, вместо толстовского гусара с вурдалаками воюет модный столичный журналист.
В 1993 году появилась довольно трэшовая комедия "Ваши пальцы пахнут ладаном", где вампиры использовались как антураж для стеба над поздним "совком". В общем, все это, по большому счету, был проходняк, несмотря на участие известных и талантливых актеров (Донатос Банионис, Анастасия Вертинская, Марина Влади, Любовь Полищук, Евгений Жариков и т.д.), которым, очевидно, кушать стало нечего и они за "два кусочека колбаски" готовы были сниматься в чем угодно.
Но в 1997 году на экраны вышла и прошла почти незамеченной куда более интересная вещица с полностью оригинальным сюжетом под названием "Упырь", снятая будущим автором "Бандитского Петербурга" Сергеем Винокуровым.
Несмотря на явно нищенский бюджет, поганую тусклую пленку, плохую озвучку (речь актеров порой трудно разобрать) и полное отсутствие спецэффектов, компьютерной графики, сложного реквизита и даже декораций (всё снято на натуре), этот криминально-мистический триллер с философским подтекстом произвел на меня довольно сильное впечатление. Захотелось даже его пересмотреть, что со мной бывает крайне редко.
Не буду спойлерить, расскажу лишь для затравки основную канву сюжета: в тихий провинциальный городок, почти отрезанный от мира, куда можно добраться только на раздолбанном пароме, ходящем раз в три дня, зачем-то прибывает упырь - "потусторонняя эфирная сущность в человеческом облике" как называет его один из персонажей. Эта сущность быстро обращает в бессмертных вампиров местную криминальную братву, с помощью которой она фактически захватывает полный контроль над городом.
Местная милиция его боится, а бывший "пахан" и криминальный авторитет запуган настолько, что сидит взаперти в своей квартире в обнимку с шотганом и от страха непрерывно глушит водку. Но у него откуда-то есть телефон российского "Ван Хельсинга" - опытного охотника на вампиров, который по его вызову приплывает в город и начинает наводить порядок исключительно брутальными методами.
Этот "Ван Хельсинг" в исполнении Алексея Серебрякова с каменной мордой и эмоциями терминатора, не выпуская изо рта беломорину, пачками валит кровососов, используя традиционное оружие - деревянные колья, а также - имеющийся у него хитроумный приборчик, который реагирует на вампиров громким писком. Вампиры в фильме, вопреки традициям жанра, не боятся солнечного света, а потому распознать их можно только с помощью этого прибора, либо - заметив, что они не отражаются в зеркалах и не отбрасывают тени.
Но потом вдруг что-то пошло не так, а финал картины просто шокирует и оставляет зрителя в недоумении: а кто же, собственно, настоящий упырь?! В этом фильм напоминает легендарное "Сердце Ангела", ЕВПОЧЯ. В общем, если еще не видели и если вас не стращает крайне убогое техническое исполнение, рекомендую посмотреть. По-моему, фильмец того стоит.
Комментарии (0)