
Ровно 100 лет назад, 16 июля 1925 года, один из первых серийных экземпляров нового голландского истребителя "Фоккер" D.XIII установил сразу несколько мировых рекордов, доказав у его создателя — авиаконструктора Антони Фоккера в очередной раз получился один из лучших, если не лучший в мире на тот момент самолет воздушного боя. В честности, эта машина продемонстрировала рекордную среднюю скорость — 265 км/ч на дистанции 200 км и ту же скорость с полезной нагрузкой 500 кг.
"Инфернальное" число "13" в индексе машины, правда, набранное римскими цифрами, говорило о том, что Фоккер и его заказчики не страдали суевериями. Официальным заказчиком была подставная аргентинская фирма, но ни один из 50 серийных экземпляров D.XIII в Аргентину не попал, поскольку реально самолет строился по строго секретному контракту с германским Рейхсвером, которому условия Версальсвого мирного договора категорически запрещали иметь и развивать боевую авиацию.
Но в обход этого договора и по тайной договоренности с Советским Союзом, истребители, вместо Аргентины, были по морю доставлены в Ленинград, а оттуда — по железной дороге — в Липецк, где немцы на арендованном советском военном аэродроме организовали тайную авиашколу, чтобы готовить для будущей войны боевых летчиков, летчиков-наблюдателей, штурманов и бортрадистов.
Летчиков-истребителей в этой школе муштровали на D.XIII, который в 1925 году оказался лучшим истребителем на территории СССР. У советских авиаторов тогда еще не было ничего подобного. И даже принятый на вооружение в 1927 году истребитель Григоровича
Осенью 1933 года, вскоре после прихода Гитлера к власти, Липецкий учебный центр был закрыт, его немецкий персонал и неедоучившиеся курсанты уехали в Германию, а все постройки и прочее имущество, включая 30 уцелевших к тому времени "Фоккеров" были безвозмездно переданы советским ВВС. Остальные 20 штук за 7 лет работы учебного заведения разбились в авариях или были списаны по износу.
Но переданные машины уже считались морально устаревшими и сильно изошенными интенсивной эксплуатацией, а потому вскоре их отправили в утиль. Немцы успели полностью подготовить в Липецке 120 боевых летчиков и сотню других авиаспециалистов. 13 из них дослужились до витых генеральских погон, а один стал личным адъютантом Гитлера. Однако это уже совсем другая история.
На заставке — один из серийных экземпляров D.XIII еще без номеров и каких-либо обозначений.

Та же машина в профиль.

Схематический чертеж "Фоккера" D.XIII.

Носовая часть D.XIII с демонтированными крыльями, раскапотированным мотором и пулеметной установкой. Обратите внимание на радиатор, который вдвигался по рельсам в фюзеляж для регулировки охлаждения двигателя.

Зимой "Фоккеры" в Липецке летали на лыжах.

Щеголеватые немецкие курсанты Липецкой школы. Разумеется, они ходили в гражданской одежде и дымили, не переставая. Правый снимок сделан скрытой камерой одним из агентов ОГПУ, которые следили за немцами, не допуская их несанкционированных контактов с местным населением.

Панорама ангаров и мастерских Липецкого учебного центра.

Два "липецких Фоккера" с разными графическими обозначениями. Помимо этих эмблем там применялись белые треугольники (см. фото внизу) и раскраска вертикального оперения бело-голубыми ромбами под баварский флаг.

Комментарии (0)