Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Тяжелые колеса коммунизма


96 лет назад, 4 декабря 1928 года, на Ижевском оружейном заводе был сделан первый в России тяжелый мотоцикл Иж-1. Легкие мотоциклы, точнее, мопеды (в те времена их называли "мото-ревами"), делали у нас и до революции. В частности, в 1909-1915 годах московский завод "Дукс" выпустил примерно 600 "мото-ревов". Большинство из них представляло собой велосипеды с небольшими одноцилиндровыми бензиновыми моторчиками объемом до 256 куб. см и мощностью 1,5 — 2,5 л.с. Мотор соединялся с задним колесом прямым ременным приводом.

На некоторые "мото-ревы", выпускавшиеся с 1912 года, ставили двухцилиндровые V-образные моторы объемом 500 куб. см и мощностью 4 л.с. Эта модель оснащалась сцеплением и двухскоростной КПП, но привод оставался ременным, а также сохранялись и педали.

Мотоцикл, сделанный в Ижевске по проекту инженера Петра Можарова, относился к другому классу и выглядел совсем иначе. Это был настоящий монстр весом в три центнера, оснащенный двухцилиндровым V-образным мотором объемом 1200 куб. см и мощностью 29 л.с. Двигатель был сблокирован в едином картере с трехступенчатой  коробкой передач и соединен с задним колесом карданным валом. Дополнительный боковой вал отбора мощности позволял сделать ведущим еще и колесо коляски, что значительно повышало проходимость.

Механизмы Иж-1 монтировались на массивной раме из штампованных стальных профилей, соединенных между собой болтами. Нижние балки рамы квадратного сечения одновременно являлись выхлопными трубами и глушителями. Бензобак также был жестко интегрирован в раму и размещался между ее боковыми панелями, а в него был встроен ручной бензонасос. Переднее колесо крепилось на качающейся рычажной подвеске с пластинчатыми стальными рессорами.

Мотоцикл, украшенный выштамповками в виде пятиконечных звезд, выглядел очень солидно и надежно, что подтвердилось в испытательном пробеге протяженностью 3300 километров. Этот пробег по городам России с заездом в Москву состоялся в октябре 1929 года. Несмотря на распутицу, Иж-1 с коляской и грузовым прицепом прошел всю трассу без серьезных поломок, заслужив высокие оценки специалистов.

Однако при этом он получился слишком дорогим и очень сложным в производстве. Большой, но бедный СССР не мог себе позволить массовый выпуск столь амбициозной машины, поэтому Иж-1 был сделан всего в четырех экземплярах. Один из них сохранился и сейчас стоит в музее Ижевского завода.

А в серию пошел гораздо более легкий, примитивный и дешевый ленинградский мотоцикл Л-300, с одноцилиндровым мотором мощностью всего в 6 л.с., скопированный с немецкого DKW Luxus-300. Л-300 выпускался с 1930 по 1939 год и был растиражирован в количестве 18995 экземпляров, большинство из которых ушло в Красную армию.


А автор проекта первого советского тяжелого мотоцикла, инженер П.В. Можаров после успеха своего детища прожил недолго. Ранней весной 1934 года он в возрасте 46 лет погиб при загадочных обстоятельствах во время отдыха в сочинском санатории. По одной версии — утонул во время купания (в начале марта!), а по другой — застрелился. Хотя за день до смерти Можаров отправил письмо жене, в котором не было никаких намеков о намерении совершить самоубийство. Однако это уже другая и весьма мутная история.


Фрагменты конструкции музейного Иж-1: бензобак, карданный вал с коническим редуктором, руль с передней вилкой и моторный агрегат.


Иж-1 в испытательном пробеге. Интересно, что на мотоциклистах — летные шлемы. Специальных мотоциклетных касок тогда еще не было.


Иж-1 со складным и съемным целлулоидно-брезентовым верхом коляски, защищавшим пассажира от непогоды.

Источник: Тяжелые колеса коммунизма
Автор:
Теги: Транспорт ссср тайны техника дизельпанк Интербеллум история

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Быть в образе: тяжелые будни вьетнамских циркачей
Быть в образе: тяжелые будни вьетнамских циркачей
0
Интересности 08:02 13 авг 2016
Лапы хорошо, а колеса лучше!
Лапы хорошо, а колеса лучше!
0
Сад огород дача и все самое интересное 07:45 13 фев 2017
Собака поддерживает друга в тяжелые времена.
Собака поддерживает друга в тяжелые времена.
0
Сад огород дача и все самое интересное 00:46 10 дек 2016
5 фраз, которые нужно говорить себе в тяжелые моменты жизни
5 фраз, которые нужно говорить себе в тяжелые моменты жизни
29
Здесь только хорошие новости! 05:53 09 апр 2021
Подойдя к фуре, дальнобойщик увидел записку: "Пожалуйста, приютите мою дочь!". Тут он увидел из-за колеса детские голубые глаза
Подойдя к фуре, дальнобойщик увидел записку: "Пожалуйста, приютите мою дочь!". Тут он увидел из-за колеса детские голубые глаза
17
Здесь только хорошие новости! 05:29 26 мар 2021
14 фотографий о том, какой была Советская Россия в первые годы после победы коммунизма
14 фотографий о том, какой была Советская Россия в первые годы после победы коммунизма
5
Здесь только хорошие новости! 09:06 03 сен 2018
Актрисы, которым собственная внешность вставляла палки в колеса и мешала получить роль
Актрисы, которым собственная внешность вставляла палки в колеса и мешала получить роль
3
Интересный мир 08:26 13 ноя 2022
Водитель не заметил котенка, который выбежал под колеса авто. Настоящее чудо спасло малышу жизнь
Водитель не заметил котенка, который выбежал под колеса авто. Настоящее чудо спасло малышу жизнь
0
Сад огород дача и все самое интересное 13:25 06 дек 2016
Разве можно любить взрослого сына/дочь, и при этом не помогать в тяжелые времена?
Разве можно любить взрослого сына/дочь, и при этом не помогать в тяжелые времена?
3
И Про Это 04:01 17 мар 2017
Голова попала под колеса автомобиля !
Голова попала под колеса автомобиля !
0
Интересный мир 10:41 23 авг 2016
Актёры, которым судьба всё время вставляла палки в колеса, но они выстояли
Актёры, которым судьба всё время вставляла палки в колеса, но они выстояли
0
Интересный мир 09:15 07 май 2022
Суперкомпактный велосипед, который одним нажатием складывается до размеров зонтика
Суперкомпактный велосипед, который одним нажатием складывается до размеров зонтика
5
Человек познаёт мир 10:30 10 май 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства