96 лет назад, 4 декабря 1928 года, на Ижевском оружейном заводе был сделан первый в России тяжелый мотоцикл Иж-1. Легкие мотоциклы, точнее, мопеды (в те времена их называли "мото-ревами"), делали у нас и до революции. В частности, в 1909-1915 годах московский завод "Дукс" выпустил примерно 600 "мото-ревов". Большинство из них представляло собой велосипеды с небольшими одноцилиндровыми бензиновыми моторчиками объемом до 256 куб. см и мощностью 1,5 — 2,5 л.с. Мотор соединялся с задним колесом прямым ременным приводом.
На некоторые "мото-ревы", выпускавшиеся с 1912 года, ставили двухцилиндровые V-образные моторы объемом 500 куб. см и мощностью 4 л.с. Эта модель оснащалась сцеплением и двухскоростной КПП, но привод оставался ременным, а также сохранялись и педали.
Мотоцикл, сделанный в Ижевске по проекту инженера Петра Можарова, относился к другому классу и выглядел совсем иначе. Это был настоящий монстр весом в три центнера, оснащенный двухцилиндровым V-образным мотором объемом 1200 куб. см и мощностью 29 л.с. Двигатель был сблокирован в едином картере с трехступенчатой коробкой передач и соединен с задним колесом карданным валом. Дополнительный боковой вал отбора мощности позволял сделать ведущим еще и колесо коляски, что значительно повышало проходимость.
Механизмы Иж-1 монтировались на массивной раме из штампованных стальных профилей, соединенных между собой болтами. Нижние балки рамы квадратного сечения одновременно являлись выхлопными трубами и глушителями. Бензобак также был жестко интегрирован в раму и размещался между ее боковыми панелями, а в него был встроен ручной бензонасос. Переднее колесо крепилось на качающейся рычажной подвеске с пластинчатыми стальными рессорами.
Мотоцикл, украшенный выштамповками в виде пятиконечных звезд, выглядел очень солидно и надежно, что подтвердилось в испытательном пробеге протяженностью 3300 километров. Этот пробег по городам России с заездом в Москву состоялся в октябре 1929 года. Несмотря на распутицу, Иж-1 с коляской и грузовым прицепом прошел всю трассу без серьезных поломок, заслужив высокие оценки специалистов.
Однако при этом он получился слишком дорогим и очень сложным в производстве. Большой, но бедный СССР не мог себе позволить массовый выпуск столь амбициозной машины, поэтому Иж-1 был сделан всего в четырех экземплярах. Один из них сохранился и сейчас стоит в музее Ижевского завода.
А в серию пошел гораздо более легкий, примитивный и дешевый ленинградский мотоцикл Л-300, с одноцилиндровым мотором мощностью всего в 6 л.с., скопированный с немецкого DKW Luxus-300. Л-300 выпускался с 1930 по 1939 год и был растиражирован в количестве 18995 экземпляров, большинство из которых ушло в Красную армию.
А автор проекта первого советского тяжелого мотоцикла, инженер П.В. Можаров после успеха своего детища прожил недолго. Ранней весной 1934 года он в возрасте 46 лет погиб при загадочных обстоятельствах во время отдыха в сочинском санатории. По одной версии — утонул во время купания (в начале марта!), а по другой — застрелился. Хотя за день до смерти Можаров отправил письмо жене, в котором не было никаких намеков о намерении совершить самоубийство. Однако это уже другая и весьма мутная история.
Фрагменты конструкции музейного Иж-1: бензобак, карданный вал с коническим редуктором, руль с передней вилкой и моторный агрегат.
Иж-1 в испытательном пробеге. Интересно, что на мотоциклистах — летные шлемы. Специальных мотоциклетных касок тогда еще не было.
Иж-1 со складным и съемным целлулоидно-брезентовым верхом коляски, защищавшим пассажира от непогоды.
Комментарии (0)