Ириска...Она была любимицей всех советских детей. А когда она погибла, то это стало трагедией и для детей, и для взрослых. Ириска-Ирина Асмус была по настоящему солнечным и очень позитивным человеком. А её Ириска и воспринималась, как лучиком озорства, душевной теплоты и доброты. Весёлую и задорную клоунессу Ириску обожали и дети, и взрослые. Дети рассказывали в письмах ей о своих проблемах и обещали хорошо учиться.
В середине 1970-х годов на советском телевидении появилась программа "АБВГДейка"-передача для дошкольников, в которой маленьких зрителей в игровой манере обучали основам счёта, чтения и различным житейским премудростям. А неизменной ведущей «АБВГДейки» была Татьяна Черняева, известная всей советской детворе как Татьяна Кирилловна. Состав её учеников-клоунов несколько раз менялся, но самым популярным стал тот, в который входили Клёпа, Лёвушкин, Юра и Ириска.
Помните позывные этой передачи:
Ирина Асмус родилась 28 апреля 1941 года в Ленинграде, в самый канун войны. Несмотря на тяжесть военных и послевоенных лет, у маленькой Иры была большая и красивая мечта-стать актрисой. Правда, она не могла решить, что ей нравится больше-театр, эстрада или цирк.
В итоге Ирина выбрала… балет. Она решила поступать в хореографическое училище Большого театра. В приёмной комиссии оценили старание и талант девушки и объявили, что готовы принять её. «Но учтите, что с вашим маленьким ростом примой вам не стать»
Добровольно соглашаться на место в кордебалете, балетной массовке, гордая ленинградка не захотела. Она забрала документы и направилась в Государственное училище эстрадного и циркового искусства.
Там на вступительных экзаменах она исполнила страстный неаполитанский танец, спела песню «Бесаме мучо» и была принята без всяких оговорок.
Во время обучения Ирина снялась в картине «Новые похождения Кота в сапогах», которая в своё время была очень популярной. Ей достались сразу две роли — девочки Клавы и Чёрной пешки.
После окончания училища Ирина стала работать в цирке как эквилибрист на першах в номере Леонида Костюка. Судьба подавала ей знаки, которые она на тот момент не расценивала как предостережение. Ирина работала эквилибристкой на першах – длинных палках, с помощью которых исполнялись трюки под куполом цирка. Во время одной из репетиций артистка упала и получила серьезную травму. Врачи запретили ей работу на высоте. А нарушение запрета и привело впоследствии к трагедии.
Тогда Ирина Асмус стала драматической актрисой. Она поступила в студию при Ленинградском театре юного зрителя. Детская внешность, озорное лицо в ТЮЗе были востребованы. Однако Асмус это очень быстро надоело, и она перешла в Театр имени Комиссаржевской. И театральные критики заговорили о появлении новой интересной актрисы. Ирина сыграла роли Джульетты, Золушки, принцессы Елизаветы в «Принце и нищем»
Ирина Асмус в обычной жизни и на цирковой арене.
Однако без цирка она долго не выдержала и вернулась на арену в роли клоунессы. Как-то раз в цирке на неё наткнулся известный драматург Александр Володин, хорошо знавший её по театру. «Ириска, а ты что здесь делаешь?» — воскликнул он. Окружающие заулыбались — так удачно подошло актрисе это новое имя.
Когда в конце 70-х Ириску пригласили в «АБВГДейку», она была уже опытной и известной цирковой актрисой. Тем не менее именно работа на телевидении принесла ей оглушительную известность по всему Советскому Союзу.
Однажды на гастролях под окнами гостиницы, где остановились артисты, собралась детвора. Ириска в шутку сказала им прийти после школы и показать дневники с оценками. Через несколько часов там снова собрались школьники, чтобы гордо продемонстрировать свои «четверки» и «пятерки».
В 1985 г. Ирину Асмус без объяснений отстранили от ведения телепередачи. Сложно сказать, что послужило настоящим поводом. В цирке у Ирины Асмус тоже не всё было гладко — по какой-то причине её не включили в число артистов, отправлявшихся в заграничное турне.
Возможно, виной была зависть. Невероятная популярность Ириски многих раздражала, тем более что она по характеру предпочитала не сглаживать острые углы, не любила всевозможные компромиссы.
В марте 1986 г. Ирина отправилась на гастроли в Гомель. Во время исполнения трюка под куполом цирка, на глазах полутора тысяч зрителей она сорвалась и упала с 12-метровой высоты. В программе Ирины Асмус был эффектный трюк «Старушка на абажуре»: под самым куполом она вращалась вокруг своей оси. Как потом установила экспертиза, во время исполнения трюка отказала машинка для вращения, в которой оказалась расклёпанной гайка. Страховочный трос артистка перед исполнением вращения отстегнула сама, чтобы он не мешал движениям.
Ирина Асмус погибла мгновенно в результате многочисленных травм и вызванного ими внутреннего кровоизлияния.
Расследование пришло к выводу, что смерти артистки «способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами ряда цирков, не выявивших своевременно грубое несоответствие аппарата техническому паспорту». Конструкцию машинки для вращения, погубившей Ирину Асмус, после трагедии в Гомеле было запрещено использовать. Циркового инженера и инспектора манежа осудили на два и полтора года условно.
Первым мужем Ирины стал Александр Хочинский, знакомый зрителям по фильму «Бумбараш».
Любовь была первой, а потому вскоре пара рассталась из-за нежелания уступать друг другу, бытовых проблем и прочих мелочей
Вторым супругом клоунессы стал инспектор манежа, в свое время поставивший роковой трюк. Причины развода Ирина не озвучивала. Известно лишь, что второй муж покинул семью и оставил с маленьким сыном в очень сложное время, когда Асмус "ушли" с "АБВГДейки" и перестали выпускать в загранкомандировки.
Третий и последний муж-Михаил Сычев, также артист цирка. С ним Ирина оформила отношения в 27 лет в 1967 году. Он сразу же усыновил Алексея. С ним Ирина и оставалась вместе до своей гибели.
Ирину Павловну Асмус похоронили в Ленинграде, на Большеохтинском кладбище.
Комментарии (0)