Ровно 105 лет назад, 24 октября 1916 года русский летчик, внук знаменитого художника Айвазовского, корнет Константин Арцеулов впервые в истории российской авиации преднамеренно ввел свой самолет в "штопор" и вывел из него благодаря разработанной им методике. Ранее "штопор" (неуправляемое вращение с быстрым снижением), в который пилоты попадали случайно, считался очень опасной и почти фатальной ситуацией. Способов выхода из нее не существовало. Но благодаря Арцеулову "штопор" из смертельной угрозы превратился в стандартную фигуру высшего пилотажа, которую отрабатывают в летных училищах.
Всё, что написано в первом абзаце, известно любому, мало-мальски интересующемуся авиационной историей. А вот, то, что реально происходило с Арцеуловым после октябрьского переворота, знают очень немногие. История его жизни во время Гражданской войны полностью фальсифицирована им самим, на что у него были очень веские основания.
Любой может прочесть, что
На самом деле Арцеулов, живший в Крыму и служивший в Качинской летной школе, 1918 году был мобилизован в ВВС прогерманского режима гетмана Скоропадского, а когда этот режим рухнул, летчик добровольно вступил в армию белого генерала Деникина. Но поскольку на первых порах самолетов у Деникина было мало, а пилотов гораздо больше, из "безлошадных" авиаторов сформировали так называемую "добровольческую пехотную авиароту", в которой Арцеулов служил пулеметчиком.
В этом качестве он воевал с красными на Кубани, зарекомендовав себя как храбрый боец. Но когда летом 1919 года Деникин получил крупную партию английских самолетов, "пехотная авиарота" была расформирована, а уцелевшие в наземных боях летчики вернулись в "родную стихию". Арцеулов стал пилотом двухместного легкого бомбардировщика "Де Хэвилленд" DH.9.
После поражения Деникина и эвакуации остатков его армии в Крым Арцеулов эвакуировался вместе с ними и продолжал воевать под руководством нового белого главкома - барона Врангеля. В конце июня - начале июля 1920 года он принимал активное участие в разгроме конного корпуса комкора Жлобы в Северной Таврии, совершив десятки боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку красных конников. За это Врангель объявил ему личную благодарность в приказе.
Когда в ноябре 1920-го врангелевцы эвакуировались из Крыма, Арцеулов лежал больной тифом и потому не смог уплыть вместе с ними. Оставшись в Крыму. он как-то избежал массовых расстрелов белых офицеров, которые осуществлялись на полуострове зимой 1920-21 годов, а потом придумал себе автобиографию, ставшую общеизвестной и переписанную, в частности, Википедией.
После этого он прожил долгую и интересную жизнь - служил летчиком-испытателем, увлекался планеризмом, сам конструировал планеры, работал художником-иллюстратором, оформив сотни советских книг, газет и журналов. Ему позволяяли даже рисовать иллюстрации к главной коммунистической газете "Правда", что означало высшую степень доверия партийного руководства, хотя, в компартию он так и не вступил.
Однако в течение почти 60 лет (а он скончался в 1980 году) над ним висел дамоклов меч разоблачения его добровольной и активной службы у белых. И все эти годы он скрывал этот факт своей биографии даже от самых близких друзей. В частности, он дружил с известным советским летчиком-испытателем Марком Галлаем, который после его смерти написал биографическую книгу "Жизнь Арцеулова".
Но когда мы с Хайрулиным, собирая материалы для книги "Авиация Гражданской войны", побеседовали с Галлаем, он был буквально ошеломлен и шокирован, узнав, что Арцеулов, даже в хрущевско-брежневские времена, когда ему уже абсолютно ничего не грозило, все равно продолжал обманывать всех. Так крепко засел страх репрессий в душе этого, безусловно, отважного человека. Вероятно, он опасался возможности возврата сталинщины.
Но документы, в частности, тот самый приказ барона Врангеля, все эти годы тихо лежали в Российском Государственном военном архиве, дожидаясь своего исследователя. И дождались. А сейчас, я считаю, все это можно и нужно рассказать, поскольку служба Белому движению - уже давно не то, чего стоит опасаться, а тем более - стыдиться. Наоборот, по-моему, в круговерти русской смуты Арцеулов сделал правильный выбор.
Вверху: Арцеулов возле своего "Ньюпора", на котором он вошел в историю как "победитель штопора".
Один из врангелевских "Де Хэвиллендов". Возможно, на этой машине воевал Арцеулов.
Обложка журнала "Техника - молодежи" и первая полоса газеты "Правда" с сообщением о полете Гагарина, оформленные Арцеуловым. Кто бы мог подумать, что эти прославляющие СССР картинки рисовал бывший белогвардеец?
Комментарии (0)