Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Свободная пиратская республика



Из старых записей



Сейчас читаю одну увлекательную книжку. Среди прочих интересных историй нашел одну неизвестную мне ранее. История о создании первого свободного демократического государства пиратов. Вот она.
Дело было в XVII веке. Во Франции жил некий провансальский дворянин Миссон. В юности он много времени отдал изучению гуманитарных и точных наук, а когда посчитал полученные знания достаточными, попросил отца устроить его на какое-нибудь судно, чтобы кроме теории быть подкованным и в части практики. У отца был хороший приятель из рода де Форбенов и тот взял парня к себе на корабль «Ла Виктуар», обычно совершавший плавания по Средиземному морю.
Первым пунктом их путешествия стал Неаполь и Миссон в целях общего образования выпросил у капитана разрешение посетить Рим, чтобы ознакомиться с тамошними античными памятниками. Во время экскурсии в Колизей он знакомится с одногодком, монахом-доминиканцем Караччиоли. Они быстро сдружились, и монах согласился отправиться вместе с ним в плавание.
Капитан принял монаха в члены экипажа. Два приятеля увлечённо принялись постигать морское дело. В районе Ливорно на корабль напали мавританские пираты и отражая атаку пиратом, наши герои проявили доблесть в абордажном бою.
В 1690 году капитан корабля получил приказ отправиться на Антильские острова на борьбу с англичанами. Перелом в судьбе приятелей произошёл, когда «Ла Виктуар» вступил в бой с «Винчестером». Сражение длилось более двух часов. Французы падали под выстрелами один за другим, но вмешалось провидение – в пороховой погреб английского корабля попало шальное ядро, и тот взорвался. Взорвался так, что на поверхности моря не осталось ни щепки.
«Ла Виктуар» лишился всех офицеров и половины команды. Приятели чудом остались в живых. Миссон собрал остатки экипажа, и затем монах прочитал молитву по покойникам. После молитвы монах обратился к ним с речью, в которой заявил, что «свобода человека священна и Бог дал ее людям, чтобы они ею пользовались. Монархия, социальное неравенство, смертная казнь суть преступления против свободы».
Далее монах объявил, что Миссон теперь командир корабля, а он его первый помощник. Корабль отправится на поиски свободы, а несогласные могут покинуть борт в любом порту, который они пожелают. Оставшийся в живых экипаж в полном составе согласился отплыть вместе с новоиспеченным руководством. Моряки выбрали боцмана из самых опытных моряков, который, как и остальные понял речь о свободе совершенно однозначно: «давайте поднимем черный флаг».
Монах снова выступил с речью, где отверг черный флаг как символ пиратства, символ распущенности и бесчестья. Поскольку теперь весь экипаж занят поиском свободы, то их символом с этого дня станет белый флаг с девизом «Бог и свобода».
На пути к свободе уже вскоре «Ла Виктуар» захватывает английский шлюп и два голландских судна. Товар был продан в Картахене. Свободные люди грабили, но не зверствовали. Они разработали свою идеологию. Как-то раз на широте Гвинеи в открытом море они захватили голландское судно с грузом черных рабов. Монах прочитал морякам проповедь о том, что рабами торговать нельзя, ибо «ни один человек не вправе посягать на свободу другого человека. Мы сами сбросили отвратительное иго рабство не для того, чтобы порабощать других».
Негров освободили от цепей, одели и приняли в команду. Всех, кроме тех немногих кто попросил высадить их на гвинейском берегу. Теперь команда стала называться братством.
Когда они огибали мыс Доброй Надежды, им встретилось английское судно. Бой был жестоким, и английский капитан погиб. Его похоронили на берегу, и сам Миссон оставил на его могиле надпись: «здесь покоится отважный англичанин». Англичане были поражены добрым отношением к ним победителей. Они заинтересовались идеалами «братства» и попросились в него. Монаха назначили капитаном захваченного корабля, и они отправились дальше.
Когда они пристали к Аджуану, острову на Коморском архипелаге местная королева с радостью встретила прибывших. У нее был сильный враг, султан соседнего острова. Королева приложила все усилия, чтобы переманить «братство» на свою сторону и даже выдала свою дочь за Миссона. Караччиоли, забыв об обетах безбрачия, тоже женился на девушке из высшей знати острова. Моряки последовали примеру руководства и свадьбы игрались одна за другой. Веселье продолжалось, пока султан не напал на них со всем своим войском. Разбили его наголову стремительно сразу же, как только враг ступил на берег. После победы моряки решили тронуться дальше, но часть экипажа предпочла остаться на берегу. Им выдали их долю добычи, чтобы облегчить жизнь на суше. Перед отплытием мужей жены потребовали взять их с собой. Хоть это и противоречило как правилам «Братства», так и пиратским законам, им разрешили подняться на борт.
В Мозамбикском проливе судна атаковал шестидесятипушечный португальский корабль, не обративший ни малейшего внимания на белый флаг и девиз. В битве братство потеряло тридцать, а португальцы – пятьдесят человек. На захваченном корабле оказалось несколько бочонков с золотым порошком.
Монах в бою получил увечье – упавшая рея раздробила ему ногу. Бортовой хирург отрезал ему ногу, а плотник соорудил для монаха протез, с которым тот быстро научился управляться.
Когда корабли вошли в бухту Диего-Суареш в северной части Мадагаскара, Миссон обратил внимание на то, что бухту легко защищать и решил, что это подходящее место для того, чтобы объявить его своим домом.
Они вернулись на Анжуан, чтобы попросить подкрепление из трехсот человек. На выбранном месте моряки принялись валить лес, возводить первые постройки. При закладке первого здания Миссон обратился к своим людям с речью:
- С этого момента больше среди нас нет итальянцев, французов, англичан, португальцев. Отныне мы жители города Свобода. Назовем его Либерталия, а сами будем называться «либерами», что означает «свободные люди».
Так родилась республика Утопия. С местными деревушками завязались мирные отношения, что помогло им решить проблему пропитания.
Миссон снова отправился в плавание. В районе Киола в кровавой схватке он потерял пятьдесят два человека и чуть сам не погиб, но захватил пятидесятипушечный португальский корабль и триста человек экипажа. Добыча была богатой – деньги (200 тысяч фунтов стерлингов), инструменты, провизия и пленники. Все это было доставлено в Либерталию.
На обратно пути Миссон повстречался с пиратским кораблем. После предупредительного обмена залпами произошли переговоры, на которых встреченный капитан пиратов Том Тью согласился присоединиться к «свободным людям» Либерталии.
Часть Либеров сменила морскую профессию на сельскохозяйственные занятия. Уже появились маисовые поля. На лугах паслись коровы. Люди строили дома, разбивали огороды, разводили кур. Открылись таверны, где торговали спиртным.
Том Тью решил построить верфь. Население росло, появились ремесла. Первая пора анархической вольности уже отходила. Возникла проблема общения – попытка создания единого языка провалилась.
Миссон решил дать Либерталии закон. Была разработана конституция города. От каждых десяти жителей Либерталии избирался один представитель. Выборные лица образовывали ассамблею «для выработки справедливых законов в целях наибольшего блага коммуны».
Было уже построено здание городской ратуши, ассамблея собралась на восьмидневную сессию, по завершению которой «было объявлено, напечатано и распространено большое количество разумных законов». В городе уже были свои печатники, а также печатные станки с одного из захваченных кораблей. В одном из законов говорилось, что весь захваченный скот и имущество будет поровну разделено между гражданами, и каждый получит в надел землю, которую станет обрабатывать. Коммуна постепенно превращалась в демократическую республику. Раздел имущества вызвал протесты, и монаху пришлось вновь проявить красноречие, после чего депутаты решили, что «верховная власть должна принадлежать одному лицу, чьи полномочия должны были подтверждаться депутатами каждые три года» Этого Верховного главу следует именовать Хранителем и титуловать «Высшая Светлость». Миссона тут же избрали Хранителем, Караччиоли – государственным секретарем, а Тью – Великим Адмиралом.
С верфей Тью сошли два шлюпа. На верфях регулярно ремонтировались корабли и захваченные судна, поскольку занятие пиратство продолжалось. Три высших руководителя республики бороздили морен в районе Кейптауна, Маскаренских островов, аравийского побережья. Одна из экспедиций привезла в Либерталию сотню девушек от двенадцати до восемнадцати лет, так как в «колонии не хватало женщин». Общая казна, состоящая из шелков, бриллиантов, драгоценностей никогда не пустела. Как и прочие пиратские государства Либерталия наладила прочные связи с американскими негоциантами.
Свободная республика Либерталия исчезла в промежутке между 1715 и 1720 годами. Как это произошло?
Тью обходил Мадагаскар на судне «Ла Виктуар» в поисках новых колонистов. Он задержался на берегу с несколькими своими моряками. Внезапно началась буря, и старый корабль затонул на глазах у капитана. После нескольких недель блужданий по побережью они заметили два шлюпа. Заметив сигналы, они подошли к берегу. На борту одного из них был Миссон. Он рассказал о том, что на Либерталию напали аборигены. Они все сожгли и учинили резню. Караччиоли погиб и большинство жителей вместе с ним. Миссону удалось бежать, прихватив часть бриллиантов и мешков с золотом.
Миссон недолго пережил падение своего государства. Он утонул во время кораблекрушения у берегов Гвинеи на пути в Америку, куда его уговорил отправиться Тью. Сам Тью благополучно добрался до Америки приехал в Нью-Йорк, где и прожил несколько месяцев роскоши. Его популярность росла с каждым днем. Но жизнь на суше казалась Тью монотонной, даже если это была жизнь миллионера. Он снова ушел в море и погиб у берегов Аравии – ему в живот угодило ядро Великого Могола, чей корабль он решил взять на абордаж.
История была весьма забавной, но меня немного насторожило то, что все происходящее выглядело слишком литературно. Я, разумеется, делал скидку на энтузиазм рассказчика, но решил поискать и другие источники данной истории. И вот что я обнаружил в "Энциклопедии пиратов", а затем на одном из интернетовских сайтов:

Разоблачение

Эта история официально признавалась мировой историографией до самого последнего времени. Никто не сомневался в том, что, если некоторые детали и вымышлены, то основа истории — правда.

Но совсем недавно появились новые сенсационные подробности истории Страны Свободы. Оказывается, ученых более двухсот лет попросту водили за нос! И как вы думаете, кто? Автор знаменитого «Робинзона Крузо» Даниель Дефо! Американский литературовед Джон Роберт Мур доказал, что Чарльз Джонсон — лишь один из псевдонимов писателя, а Либерталия — не более чем плод его фантазии. Дефо создал свою республику «для иллюстрации своих политических теорий о праве каждого человека на жизнь, отрицании смертной казни, равенстве всех людей, несправедливости рабства».

Сомнения

Меня эта история заинтересовала, и я попытался разобраться в этом вопросе. Во-первых, прочитал самого Мура. Его доказательства не вызвали у меня сомнений, но вызвало сомнение о том, что именно он доказал. А доказал он то, что у Даниэля Дефо действительно был псевдоним Чарльз Джонсон и что Дефо жил в то время в Англии, когда был опубликован двухтомник «Всеобщей истории грабежей...» На основании этого Мур заключает, что это произведение — дело рук Дефо. Однако, сомнения все-таки оставались, поскольку все возражения Мура являлись все-таки косвенными.
Во-первых, «мало ли в Бразилии Педров» как вопросила небезызвестная тетушка из кинофильма. Иными словами, псевдоним Дефо не уникален, сотни, тысячи Чарльзов Джонсонов проживало и проживает ныне на берегах «туманного Альбиона». Нельзя делать такие категоричные выводы на основании всего лишь совпадения имен и дат.
Далее, всякие упоминания о Либерталии неизменно вели из одного и того же источника — все той же книги Джонсона. Других источников, вроде нет. Подозрительно? Да, вне всякого сомнения! И тем не менее, подозрение не есть доказательство. А может, Мур плохо искал? Не было ли каких сношений у главарей Либерталии с другими государствами? Оказывается, главари «выдуманной» страны умудрились сойти с пожухлых страниц книги Джонсона и дважды получить аудиенцию шведского короля Карла XII: первый раз в 1713 году и повторно — в 1718 году. Оба раза королю предлагалось взять Либерталию под шведскую юрисдикцию.
Карл весьма радушно принял пиратов (надо напомнить, что в то время в Европе бушевала Северная война и Швеция ее явно проигрывала), и 24 июня 1718 года выдал пиратам охранное письмо, в котором новый глава Либерталии Каспар Морган объявлялся наместником шведской короны. Кроме того, были назначены главные лица администрации колонии, а также оговорены главные принципы управления новоприобретенной колонией Швеции.
Но вскоре Швеция потерпела поражение в войне, у нее не оказалось ни сил, ни средств для поддержания мадагаскарских пиратов. Смерть короля Карла XII окончательно похоронила это предприятие. Через три года, в 1721 году, Швецией была предпринята последняя попытка продолжить начатое покойным королем дело, но дальше пустых разговоров дело не продвинулось.
Тем не менее, вся эта «мышиная возня» дошла до ушей нашего государя Петра Первого. В том же 1721 году, по заключении Ништадтского мира, положившего конец Северной войне, на русскую службу был приглашен на должность шаутбенахта (вице-адмирала) Даниэль Якоб Вильстер. Принимая во внимание, что Швеция оставалась основным конкурентом крепнущей России, царь проявил к Мадагаскару большой интерес.
Вильстер подтвердил, что Карл действительно вел секретные переговоры с тамошними пиратами. Пользуясь временной неспособностью Швеции к каким-либо активным шагам в деле дальнейшей колонизации Мадагаскара, Петр решил опередить шведов. Осенью 1723 года началась подготовка экспедиции к острову. В дальний поход снарядили два тридцатидвухпушечных фрегата голландской постройки — «Амстердам Галей» с капитаном Данило Мясном и «Де Крон де Ливде» с капитаном Джеймсом Лоренсом, укомплектованные «лучшими людьми». Подготовка проходила в глубочайшей тайне — о ней знал очень ограниченный круг лиц (Петр, не доверяя Вильстеру, держал его под жесточайшим надзором).
Маленькой эскадре было предписано избегать по пути следования всех иностранных портов, был разработан специальный маршрут (из Северного моря корабли должны были выйти в Атлантику не через Ла-Манш, а обогнуть Великобританию с севера). Корабли были замаскированы под торговые суда, тщательно скрывалась принадлежность к русскому флоту; заблаговременно были припасены английский и португальский флаги.
Вильстеру вменялось в обязанность вручить главе пиратов специальную грамоту, которую я привожу здесь с небольшим сокращением:



Грамота королю Мадагаскарскому

9 ноября 1723 г.
Божиею милостию мы Петр Первый Император и самодержец всероссийский... [и проч.]

Высокопочтенному королю и владетелю славного острова Мадагаскарского наше поздравление. Понеже мы заблагорассудили для некоторых дел отправить к вам нашего вице-адмирала Вилстера с несколькими офицерами, того ради вас просим дабы оных склонно к себе допустить, свободное пребывание дать и в том, что они имянем нашим вам предлагать будут, полную и совершенную веру дать, и с таким склонным ответом их к нам паки опустить изволили, каковаго мы от вас уповаем и пребываем вашим приятелем.

Налаживание контактов с пиратами не являлось все-таки главным в предпринимаемой экспедиции. В инструкции Петр специально оговаривал следующий пункт: «...явитесь там Великому Моголу и всякими мерами старайтесь его склонить, чтоб с Россией позволил производить коммерцию, и иметь с ним договор, которые товары потребны в Россию, также и какие в его областях товары из России надобны суть...». Здесь речь идет о династии правителей в Индии Великих Моголов, правивших в период с 1526 по 1858 года.
По своему обыкновению Петр глядел много шире современных ему европейских монархов. Мадагаскар он видел не как кусочек России, но как военно-торговую базу (если можно так выразиться) постоянного присутствия русских в Индийском океане и проникновения России на восток морским путем и, опираясь на Мадагаскар как на опорную базу, установить торговые связи с Индией.
Экспедиция все же состоялась. На рассвете 21 декабря оба фрегата вышли из Рогервика. Корабли для плавания портовыми властями Ревеля и Рогервика были подготовлены как нельзя хуже, хотя были построены совсем недавно: в 1719 году. И, разумеется, первый же шторм оказался для экспедиции последним: «Амстердам Галей» получил серьезные повреждения, едва не затонул, и в самом плачевном состоянии фрегаты вернулись обратно. Позднее Вильстер написал Петру: «трудно поверить, что морской человек оные отправлял».
Взамен решили послать другие суда — «Принц Евгений» и «Крюссер», но уже в феврале 1724 года Вильстеру пришло письмо от Петра, в котором «его императорское величество указал намеренную вашу экспедицию удержать до другаго благополучнаго времени».
Почему Петр отменил экспедицию? Однозначного ответа на этот вопрос пока не найдено. Существует несколько гипотез. Возможно, Петр не захотел вести Россию, только что закончившую кровопролитную войну, на конфликт с европейскими монархиями из-за союза с пиратами.
Однако Петр не сразу сдался. В течение 1724 года он несколько раз возвращался к походу, а 24 марта того же года он назначил полную готовность «Амстердам Галея» и «Де Крон де Ливде». 9 декабря 1724 года выходит последний приказ Петра о мадагаскарской экспедиции, а чуть менее двух месяцев, 28 января 1725 года, великий император скончался. К идее союза с мадагаскарскими пиратами более не возвращались.

На самом деле

На самом деле Либерталия действительно оказалась лишь плодом воображения и живого пера Даниеля Дефо. Чтобы придать всему рассказу вид достоверности, он ввел в него вполне достоверного пиратского капитана Томаса Тью, но именно этот «трюк» позволяет теперь утверждать, что вся история Либерталии — миф. Дело в том, что экспедиции Томаса Тью в Индийский океан хорошо прослеживаются документально, его стоянку на Мадагаскаре в октябре-декабре 1693 года зафиксировал в своем дневнике Адам Балдридж, проживавший в главном пиратском убежище на острове Сент-Мари, а возвращение Тью из Индийского океана в Америку зафиксированы в апреле 1694 году таможней, губернатором Род-Айленда и некоторыми другими источниками. В 1694–1695 годах капитан Тью совершил вторую экспедицию в Индийский океан, где объединился с Генри Эвери и другими пиратами и погиб во время сражения с кораблем мавров «Фатех Мухаммед» (И. Можейко, тоже писавший о Либерталии, ошибочно заявляет, что Тью погиб где-то между 1710 и 1713 годами).
Нет ни одного документального свидетельства о том, что Тью проживал в Либерталии или был знаком с капитаном Миссоном. И, хотя Балдридж фиксировал в своем дневнике всех пиратских капитанов, заходивших на Сент-Мари с 1691 по 1697 год, о Миссоне он ничего не пишет.
Если даже предположить, что Либерталия существовала на самом деле, то погибнуть она должна была не позже 1693 года, когда Тью все еще находился в районе Мадагаскара. Но, к примеру, А. Давидсон и В. Макрушин — еще одни историографы Либерталии — утверждали, что эта республика была основана в 1694 году. Откуда эти данные? И как Тью мог быть адмиралом республики, когда он в это самое время находился в Северной Америке?
Что же касается попыток шведов и Петра Великого связаться с пиратами Мадагаскара, то таковые действительно имели место быть и подтверждены документально. Но никакого отношения к Либерталии эти проекты не имели, это были попытки наладить контакты просто с пиратами, которые базировались на острове. Единственное, за что все цепляются, это за обращение Петра к предводителям пиратов как к монарху. Но это была лишь форма обращения, ведь не писать же Императору Российскому «всем пиратам, к кому попадет сия бумага», верно?

Источник: Свободная пиратская республика
Автор:
Теги: Россия история книги Мадагаскар Фото

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства