В 1986 году на телеэкраны вышел четырехсерийный приключенческий фильм «Секретный фарватер», снятый Вадимом Костроменко по мотивам одноименного романа Леонида Платова. Картина быстро полюбилась зрителям, но мало кто знал, что ее создатели совершили настоящий прорыв в мировом кинематографе: впервые в истории кино в фильме был показан проход настоящей подводной лодки под водой
Действие разворачивается в 1944 году, в разгар Великой Отечественной войны. Главный герой — командир торпедного катера Борис Шубин. Выполняя боевую задачу на Балтийском море, он случайно натыкается на загадочную немецкую подводную лодку без опознавательных знаков, известную как «Летучий Голландец». Эта субмарина использует секретный фарватер (водный путь), позволяющий ей незаметно перемещаться и выполнять тайные задания Третьего Рейха
Охотясь за этой таинственной субмариной, Шубин постепенно раскрывает её секреты и ужасные тайны нацистской Германии, связанные с этим фарватером. Сюжет фильма переносит зрителя в мир шпионажа, опасностей и героических поступков, а также показывает борьбу с нацистским подпольем, которое продолжает свою деятельность даже после капитуляции Германии.
Подводные съемки
Разумеется, в фильме, где участвует подводная лодка, было невозможно обойтись без подводных сцен. Изначально планировалось снимать моменты погружения и всплытия субмарины в известном бассейне Одесской киностудии, специально построенном для создания морских батальных сцен. Его наполняли водой до самого края, запускали модели кораблей разных исторических периодов, главным образом парусных судов, и с помощью специальных механизмов приводили их в движение. Благодаря тому, что на заднем плане был виден горизонт Черного моря, создавалось впечатление настоящего морского простора. Для «Секретного фарватера» также готовился макет субмарины
Однако, когда режиссер Вадим Костроменко своими глазами увидел погружение настоящей подводной лодки, он загорелся идеей снять эту сцену вживую. Его поразила мощь и зрелищность водоворота, возникающего при погружении — настолько впечатляющая картина, что воспроизвести ее в бассейне было бы нереально. Этот момент стал поворотным в процессе создания фильма.
Подводные сцены снимали в живописной и удивительно прозрачной воде Крыма, в Балаклаве. В советское время к кинематографистам, тем более снимающим фильм о героизме советских моряков, относились с большим почтением. Флотское командование без лишних вопросов и абсолютно бесплатно предоставляло съемочной группе все необходимое
Однако с задумкой снять проход субмарины недалеко от оператора возникли непредвиденные трудности. Съемочной группе предоставили водолазный борт с жестким трапом, уходящим глубоко под воду. План был таков: оператор, соответствующим образом экипированный и со специальной камерой, сядет на конце трапа, а мимо него пройдет подводная лодка
Но в день съемок командир подлодки отказался выполнять этот маневр, объяснив, что движение под водой не дает такой точности, как на суше: малейшее отклонение — и оператор может оказаться под винтами. «И все — сядем. Нет, я этого делать не буду!», — сказал он. И командир, не желая рисковать, принял решение прекратить участие — развернул подлодку и ушел. Несмотря на эту заминку, съемочной группе все же удалось реализовать задумку и снять впечатляющие кадры, став пионерами в подводных съемках настоящих субмарин.
Американские кинематографисты, несмотря на высокий уровень технического оснащения, осмелились запечатлеть настоящее погружение подводной лодки лишь спустя несколько лет. Таким образом, первенство в этом смелом эксперименте осталось за отечественной съемочной группой.
Судьба «Летучего голландца»
Последний парад в жизни С-156
Мало кто знает, что загадочная немецкая субмарина «Летучий голландец» из фильма была на самом деле отечественной подводной лодкой С-156. Эта дизель-электрическая субмарина начала свою историю 9 мая 1952 года, когда ее зачислили в списки кораблей Военно-Морского Флота СССР. На протяжении десятилетий С-156 верно служила Родине, прежде чем получить необычную роль в кино.
После звездного часа на большом экране, в 1987 году С-156 приняла участие в своем последнем параде в Санкт-Петербурге. Спустя три года, 19 апреля 1990 года, ее исключили из состава ВМФ и передали на утилизацию
Существовали планы отправить корпус лодки в Казахстан, чтобы переоборудовать ее в музей, но от этой идеи в итоге отказались. Вместо этого, некогда боевая субмарина, а затем кинозвезда, отправилась на судоразделочную базу на Турухтанные острова. Так завершилась история С-156 — подводной лодки, которая не только несла боевое дежурство, но и оставила свой след в истории советского кинематографа
«Секретный фарватер»: как советские кинематографисты обошли Голливуд
Комментарии (0)