Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Свистулька Фрэнки



История, как известно, переполнена прелюбопытнейшими совпадениями. Например, сегодняшнее число это не только день первого полета человека в космос. Его же можно назвать днем рождения реактивной авиации, поскольку 12 апреля 1937 года, то есть, ровно 85 лет назад, состоялся первый испытательный запуск первого в мире турбореактивного авиадвигателя (ТРД). Правда - чисто экспериментального и не предназначенного для установки на самолет.

Такие силовые установки, как известно, со временем почти полностью вытеснили поршневые и заняли господствующее положение в небе, поскольку иные разновидности реактивных двигателей - ракетные, пульсирующие, прямоточные и мотокомпрессорные не получили распространения из-за своей непрактичности. Это положение ТРД занимают до сих пор, и вряд ли в обозримом будущем появится что-то более эффективное.

Первый ТРД был спроектирован английским инженером Фрэнком Уиттлом, получившим патент на него еще в 1930 году, в возрасте всего 22 лет. Однако между проектом и постройкой опытного образца прошло более шести лет, поскольку британские власти не поняли перспектив изобретения и отказались выделять средства на его реализацию. Уиттлу пришлось самостоятельно зарабатывать деньги и искать спонсоров, что было непросто в разгар экономической депрессии.

Только к весне 1937 года двигатель и испытательный стенд для него были готовы, а 12 апреля начались испытания, которые завершились успешно. Двигатель работал, издавая пронзительный свист и развивая тягу в 400 кг, что превышало его собственный вес.

Вскоре появился второй опытный образец, а за ним - третий. С ним 15 мая 1941 года впервые поднялся в воздух первый английский турбореактивный самолет Глостер "Пайонир". Любопытно, что Уиттл всего на несколько месяцев опередил немецкого изобретателя Ханса фон Охайна, запустившего собственный ТРД осенью 1937 года.

Но Охайн сразу разработал не экспериментальную модель, а движок, предназначенный для практического применения, к тому же - более мощный, чем первенец Уиттла, что позволило немцам более чем на год обогнать англичан в создании летающей турбореактивной машины. Однако это уже совсем другая история.


На заставке - Фрэнк Уиттл возле испытательного стенда со своим первым газотурбинным двигателем, имевшим весьма своеобразную конфигурацию.


Уиттл в своем кабинете и военном мундире. После начала Второй мировой войны его зачислили на службу в Королевские военно-воздушные силы.




Современная масштабная модель первого двигателя Уиттла. Оригинал не сохранился.

Источник: Свистулька Фрэнки
Автор:
Теги: техника авиация англия дизельпанк история 1930 1937 английский англичанин

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства