История, как известно, переполнена прелюбопытнейшими совпадениями. Например, сегодняшнее число это не только день первого полета человека в космос. Его же можно назвать днем рождения реактивной авиации, поскольку 12 апреля 1937 года, то есть, ровно 85 лет назад, состоялся первый испытательный запуск первого в мире турбореактивного авиадвигателя (ТРД). Правда - чисто экспериментального и не предназначенного для установки на самолет.
Такие силовые установки, как известно, со временем почти полностью вытеснили поршневые и заняли господствующее положение в небе, поскольку иные разновидности реактивных двигателей - ракетные, пульсирующие, прямоточные и мотокомпрессорные не получили распространения из-за своей непрактичности. Это положение ТРД занимают до сих пор, и вряд ли в обозримом будущем появится что-то более эффективное.
Первый ТРД был спроектирован английским инженером Фрэнком Уиттлом, получившим патент на него еще в 1930 году, в возрасте всего 22 лет. Однако между проектом и постройкой опытного образца прошло более шести лет, поскольку британские власти не поняли перспектив изобретения и отказались выделять средства на его реализацию. Уиттлу пришлось самостоятельно зарабатывать деньги и искать спонсоров, что было непросто в разгар экономической депрессии.
Только к весне 1937 года двигатель и испытательный стенд для него были готовы, а 12 апреля начались испытания, которые завершились успешно. Двигатель работал, издавая пронзительный свист и развивая тягу в 400 кг, что превышало его собственный вес.
Вскоре появился второй опытный образец, а за ним - третий. С ним 15 мая 1941 года впервые поднялся в воздух первый английский турбореактивный самолет
Но Охайн сразу разработал не экспериментальную модель, а движок, предназначенный для практического применения, к тому же - более мощный, чем первенец Уиттла, что позволило немцам более чем на год обогнать англичан в создании
На заставке - Фрэнк Уиттл возле испытательного стенда со своим первым газотурбинным двигателем, имевшим весьма своеобразную конфигурацию.
Уиттл в своем кабинете и военном мундире. После начала Второй мировой войны его зачислили на службу в Королевские военно-воздушные силы.
Современная масштабная модель первого двигателя Уиттла. Оригинал не сохранился.
Комментарии (0)