Спартак Мишулин...22 октября этого года ему могло бы исполниться 95 лет. Советские зрители запомнили этого актера как Саида в "Белом солнце пустыни" и пана Директора из "Кабачка тринадцать стульев", а дети полюбили, как доброго и смешного толстяка с пропеллером, который живет на крыше. Он был самым лучшим в мире Карлсоном, который живет на крыше. А ведь у него была очень непростая жизнь: мама-замнаркома, которая отправила маленького сына в детдом, колония в которой он отсидел три года и тяжелая травма в той же колонии, в результате которой и появилась хромота...
Он родился в 1926 году. Маму будущего артиста звали Анна Мишулина, она занимала должность заместителя наркома золотопромышленности, принадлежала к партийной номенклатуре. Отца Спартак не знал, но почему-то был уверен, что он сын Александра Фадеева, известного в СССР писателя. Дело в том, что мама Спартака и Фадеев учились вместе в столичной горной академии, и у них был длительный роман. Но факт его отцовства ничем не подтвержден, а мать не считала нужным приподнимать завесу тайны.
Родной дядя Спартака-Александр Мишулин, профессор истории и ректор Академии общественных наук при ЦК ВКП(б). Он увлекался античной историей, поэтому и предложил назвать племянника в честь легендарного римского гладиатора.
Матери некогда было возиться с малышом, поэтому, когда мальчик чуть подрос, она отдала его в интернат. Говорила, что у неё нет времени, что много работает для государства, теперь пусть оно занимается воспитанием ее сына. Через два года дядя забрал его оттуда к себе.
В 1937 году Анна Мишулина попала под репрессии и была сослана в Ташкент. Спартак сначала оставался у дяди, но спустя два года переехал к матери и отчиму. В начале Великой Отечественной войны семья Мишулиных оказалась в эвакуации в Дзержинске горьковской области. К тому времени Спартак уже заканчивал семилетку. У него с детства была тяга к актерской профессии. Однажды он увидел объявление о наборе юношей в артспецшколу в Анжеро-Судженске и почему-то решил, что там учат на актеров. Каково же было его удивление, когда школа оказалась артиллерийской, а не актерской.
Но и там Спартак умудрился заниматься своим любимым делом – театром. Он участвовал в постановках любительского театра. Спартак был шустрым-то лампочку выкрутит, чтобы лучше осветить сцену во время спектакля, то книжку в библиотеке стянет и «забудет» вернуть. А вот как он оказался в колонии есть несколько версий. По одной из них: за кражу злосчастных лампочек и книг из библиотеки. По другой, что для записи своих рассказов (а он тогда пробовал писать прозу) он использовал обратную сторону портретов советских руководителей из библиотечных книг. Они были чистые, вот их он и вырывал из книг и писал на них рассказы. Какая версия верная никто с уверенностью сказать не мог. А сам Мишулин подробностей не рассказывал. стаья у него была-кража. Дали ему 1,5 года колонии. В лагере ему "накинули" ещё полтора.
Во время отсидки Мишулин чудом избежал смерти. Однажды он умудрился уснуть в борозде, и по нему буквально проехал трактор. Получил серьезные переломы ног, но остался жив. Позже его перевели на более легкую работу, водовозом. Причем он ездил самостоятельно, без конвоя. Но и здесь Спартак сумел отличиться и увеличить себе срок вдвое. У него был знакомый мельник и Мишулин брал у него зерно, и в бочке для воды переправлял солагерникам. За это ему и увеличили срок.
После освобождения уехал к товарищу в Калининскую (ныне Тверскую) область, где устроился завклубом в деревне Брусово. Спустя некоторое время его разыскал дядя Александр Васильевич и забрал в Москву. Там Спартак попытался поступить в Щукинское училище. За него хлопотал не только родной дядя, но и Михаил Храпченко, занимавший в то время кресло председателя Комитета по делам искусств. Именно это и сыграло роковую роль, ректор вуза Борис Захава не терпел «блатников». После того, как Мишулин на экзамене рассказал стих Алексея Апухина, ректор вынес свой приговор – этому молодому человеку нечего делать на сцене.
После провала в Москве, Спартак вернулся в Калинин, учился в театральной студии при местном драмтеатре, успешно ее окончил.
За время работы в Калинине, а позже в Омске Спартак сыграл около сорока ролей и объездил с гастролями множество городов Советского Союза. В 1960 году провинциальным актером заинтересовались сразу три столичных театра (Ленком, Театр Советской армии и театр Сатиры) и пригласили его в свои труппы. Мишулин остановил выбор на Театре сатиры и прослужил в нем до конца своей жизни. Он сыграл в нем огромное количество ролей, в том числе и знаменитого Карлсона, любимца детей и взрослых.
Известность на телеэкране Мишулину принес Пан Директор из "Кабачка 13 стульев". Развлекательная юмористическая программа с участием ведущих артистов Театра сатиры целых пятнадцать лет была абсолютным хитом на советском телевидении. Она очень нравилась Генсеку КПСС Леониду Брежневу, который не пропускал ни одного выпуска.
Еще больше Мишулина прославила роль Саида в знаменитом фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».
Еще одну яркую запоминающуюся роль актер сыграл в исторической приключенческой ленте «Достояние республики»
Спартак Мишулин очень долго оставался холостяком. Он не заводил серьёзных отношений. Свою будущую жену Валентину Спартак встретил в 1969 году.
Девушка работала в должности ассистента режиссера программы «Время». Конфетно-букетный период длился на протяжении шести лет, и только после этого влюбленные отправились в ЗАГС.
Когда жена родила дочь Карину, артисту уже исполнилось 54 года. Спартак просто обожал своего единственного ребенка, старался проводить с Кариной как можно больше времени.
Дочь продолжила дело отца.
Спартак Мишулин умер 17 июля 2005 года от инфаркта миокарда. Даже в таком преклонном возрасте артист чувствовал себя относительно хорошо, особо на здоровье не жаловался, однако к мнению докторов прислушивался. Поэтому, когда медики посоветовали ему сделать операцию на сердце, дал согласие.
Однако, после операции на третий день отказало сердце и он умер. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
.......................
Его Карлсон – взрослый ребёнок, вобравший в себя весь противоречивый мир детства. Смешной, рыжеволосый, неуклюжий толстенький человечек стал добрым другом для множество поколений детей. Он играл Карлсона на протяжении тридцати лет, даже когда здоровье отказывало. Он не сюсюкал, не играл взрослого дяденьку с пропеллером на спине, а обращался к Малышу и юным зрителям серьезно, на равных. И дети и не только дети приняли его Карлсона.
Когда его спрашивали, не надоела ли ему роль Карлсона, он неизменно отвечал: «Я могу вернуть людям детство, особенно своим ровесникам, у которых его по-настоящему и не было из-за всевозможных войн. А разве это мало – вернуть людям детство?»
Комментарии (0)