Ровно 105 лет назад, 4 апреля 1917 года, впервые поднялся в воздух самолет SPAD S.XIII - самый удачный и наиболее массовый французский истребитель Первой мировой войны. До подписания перемирия в ноябре 1918 года было заказано 10 тысяч таких машин, из которых успели построить 8472. Даже по меркам Второй мировой это весьма внушительная цифра.
К концу войны на S.XIII летали все 74 французские истребительные эскадрили, а все французские асы, дожившие до победы, воевали на этих машинах. Кроме того, самолет состоял на вооружении ВВС Бельгии, Италии, Греции и Воздушного корпуса армии США. А после войны, когда французы начали широкую распродажу ставшей излишней и ненужной военной техники, "спады" купили румыны, испанцы, португальцы, югославы, чехи, поляки, японцы, бразильцы, аргентинцы, уругвайцы и даже Сиам.
А вот, в Россию эти самолеты отправить не успели, хотя, закупочная комиссия Временного правительства вела переговоры об их поставке. У нас несколько таких машин появились только в 1920 году качестве трофеев советско-польской войны. На одном из них летал знаменитый в те времена "красный ас" А.Д. Ширинкин. Также в качестве трофеев некоторое количество "спадов" попало в Турцию.
Конструктивно S.XIII представлял собой улучшенную версию более раннего истребителя SPAD S.VII, принятого на вооружение летом 1916-го. На S.XIII установили более мощный мотор "Испано-Сюиза" в 180 лошадиных сил взамен 150-сильного мотора той же марки. Рост энерговооруженности позволил вдвое усилить вооружение, установив два синхронных пулемета "Виккерс" вместо одного.
На поздние экземпляры ставили еще более мощный двигатель в 200 л.с., благодаря чему максимальная скорость увеличилась до 210 км/ч (у S.VII - 190 км/ч), таким образом, истребитель с "несчастливым" индексом стал одним из самых быстрых самолетов Первой мировой войны. Характерным внешним признаком S.XIII, по которому его можно с первого взгляда отличить от предшественника, была закругленная задняя кромка руля поворота (у S.VII она прямая).
Французские S.XIII состояли на вооружении истребительных частей первой линии до 1923 года. В других странах они продержались ненамного дольше, так как их девевянно-полотняная конструкция была недолговечной. До наших дней сохранилось шесть музейных экземпляров машины: один - в Бельгии, два - во Франции и три - в США.
На заставке - американские "Спады" в бою.
Современная реплика S.XIII без полотняной обшивки, благодаря чему можно рассмотреть ее устройство.
Еще одна реплика в полете. На самолет нанесен французский камуфляж и опознавательные знаки.
Лучший американский ас Первой мировой войны Эдвард Рикенбейкер возле своего S.XIII.
Французский S.XIII в варианте фоторазведчика. В фюзеляже за кабиной установлен аэрофотоаппарат с дистанционным спуском, направленный вниз.
Сверху вниз:
Французский S.XIII из эскадрильи SPA48 в раннем варианте окраски (весь самолет светло-желтый).
S.XIII из эскадрильи SPA15 в четырехцветном камуфляже, введенном во французских ВВС в 1918 году.
Бельгийский S.XIII из эскадрильи "Кометы".
S.XIII из 49-го воздушного скуадрона армии США. Бортовой номер "ноль" обозначал машину командира подразделения.
S.XIII из 91-й эскадрильи итальянских ВВС. На этой машине летал лучший итальянский ас Первой мировой войны Франческо Баракка.
Комментарии (0)