
Ровно 55 лет назад, 23 июля 1970 года, вышел на испытания первый в мире однопалубный широкофюзеляжный авиалайнер Макдоннел-Дуглас DC-10. Самолет имел весьма оригинальную схему силовой установки - два турбореактивных двигателя на подкрыльевых пилонах и еще один такой же двигатель, "врезанный" в киль.
Причем первоначально он разрабатывался только с двумя движками, а третий добавили уже в ходе проектирования, для соответствия тогдашним требованиям ИКАО, согласно которым к регулярным трансокеанским полетам допускались только пассажирские самолеты, имевшие более двух энергоустановок. Это было обусловлено недостаточной надежностью тогдашних авиадвигателей.
DC-10 выпускался 18 лет — с 1971 по 1989 год, но — относительно небольшими партями. Всего было построено 386 экземпляров в гражданском исполнении и еще 60 — по заказу американских ВВС в варианте воздушного топливозаправщика. Самолет отличался довольно высокой аварийностью, особенно — в первые годы службы. С 1972 по 2015 год в катастрофах разбились 32 DC-10, при этом погиб 1261 человек. Еще 23 машины были списаны в результате аварий без человеческих жертв.
Тем не менее, DC-10 активно эксплуатироваись вплоть до середины второго десятилетия XXI века множеством авиакомпаний из более чем 40 стран, а в грузовом варианте они летают до сих пор. Наверное, мало кто знает, что в 1990-е годы пять таких машин принадлежали "Аэрофлоту", а еще три — российской авиакомпании "Трансаэро", прекратившей свою деятельность в 2018 году.
На заставке — работники корпорации Макдоннел-Дуглас возле только что выкаченного из сборочного цеха первого опытного экземпляра DC-10.

Широкий салон DC-10, вмещавший по 8 пассажирских кресел в ряд с двумя проходами.

Взлетает DC-10 американской авиакомпании "Федерал Экспресс". В штате этой фирмы до сих пор остается 30 таких машин в грузовом варианте. Обратите внимание на еще одну интересную особенность авиалайнера. Помимо трех "обычных" опор шасси у него есть дополнительная четвертая стойка с двумя колесами, свисающая из днища фюзеляжа в районе крыла.

DC-10 югославской авиакомпании JAT. Югославия была единственной социалистической страной Европы, отказавшейся закупать советские авиалайнеры и формировавшей свой гражданский авиапарк на базе западной техники.

DC-10 в раскраске "Аэрофлота" раннего постсоветского образца, которая отличалась от советской только трехцветным флажком на киле.

Блестящий полированным дюралем DC-10 компании "Трансаэро".

Последствия одной из многочисленных катастроф DC-10, произошедшей в 1996 году в японском аэропорту Фукуока. У самолета индонезийской авиакомпании "Гаруда" на взлете взорвался центральный двигатель, а его обломки повредили правый руль высоты. Экипажу удалось посадить машину, но на пробеге она съехала с полосы и загорелась. К счастью, на этот раз почти все пассажиры и члены экипажа успели эвакуироваться, погибли только три человека.

А в этом DC-10 новозеландской авиакомпании"Эйр Нью Зиланд", который в 1979 году совершал развлекательно-экскурсионный полет над Антарктидой и врезался в склон потухшего вулкана Эребус, погибли все 237 пассажиров и 20 членов экипажа. Причины катастрофы — плохая видимость и ошибка пилотов, летевших слишком низко.
Комментарии (0)