Ровно 70 лет назад, 23 июля 1955 года, впервые поднялся в воздух польский учебно-тренировочный самолет PZL TS-8 Bies, спроектированный авиаинженером с довоенным стажем Тадеушем Солтыком (Tadeusz Soltyk — отсюда аббревиатура TS в индексе машины). А название Bies по-польски означает именно того,
Да, да, у поляков, несмотря на их почти фанатичную религиозность (по статистике, активно верующих католиков там почти 95% населения). а быть может, именно благодаря этой религиозности, сложились довольно странные и тесные отношения с инфернальным миром. Ведь, был же у них еще и самолет с не менее симптоматичным названием названием
Однако не будем углубляться в эту скользкую тему, а вернемся к герою нашей заметки — самолету TS-8. Он интересен тем, что полякам в середине 1950-х годов удалось самостоятельно разработать, довести "до ума" и запустить в серийное производство машину, которая превзошла по летно-техническим характеристикам своего советского современника и основного конкурента — Як-18. Причем эта машина была оснащена собственным, а не импортным или лицензионным авиадвигателем WN-3, "с нуля" разработанным в Польше.
Этот семицилиндровый звездообразный бензиновый мотор весил 240 кг и развивал мощность 320 л.с. При этом лучший советский авиамотор аналогичного класса АИ-14 выдавал всего 240 л.с. при массе 200 кг. Як-18А с этим мотором развивал максимальную скорость 260 км/ч, набирал высоту 5000 м и имел практическую дальность полета — 725 км. А польский "Бес" летал со скоростью 312 км/ч, поднимался на высоту 6000 м и покрывал дальность 800 км.
Неудивительно, что поляки отказались от Як-18 и с 1957 по 1960 год клепали "Беса", сделав его основной поршневой учебной машиной своего "лотництва", причем в этом качестве он использовался до 1978 года. А у нас двухместного "летающий тренажер" с подобными характеристиками так и не был создан. Даже запущенный в серию в 1979 году, то есть, через 22 года после "Беса", Як-52 значительно уступал польскому УТС в скорости и дальности полета.
Конечно, можно сказать, что не очень-то и хотелось, и что наших летчиков вполне устраивали яковлевские машины. Но, все же, осадочек остается. А полякам, построившим 250 "Бесов" и тем самым полностью закрывших потребности своей военной и гражданской авиации в начальных УТС, есть чем гордиться в области авиастроения.
Впрочем, сейчас, благодаря "экономической свободе" и "вхождению в мировой рынок" авиастроения у них больше нет. В 1990-е годы оно накрылось медным тазом. Но это уже совсем другая история.


В 1960-е годы три "Беса" были экспортированы в Индонезию. На фото — одна из этих машин в авиационном музее Джакарты.

Интерьеры кабин.

Вверху: первый прототип TS-8, оснащенный дополнительным топливным бвком в задней кабине для установления мирового рекорда дальности беспосадочного полета, который эта машина установила в 1957 году.
Внизу: TS-8 со стандартными обозначениями польских ВВС.
Комментарии (0)