Название стиля происходит от двух слов: «се» — писать и «и» — идея, смысл. Основа этого стиля — передача идеи, самой сути предметов в свободной форме. В этом его принципиальное отличие от гунби, который ориентируется на внешнюю схожесть. За размашистыми незамысловатыми штрихами в произведениях в стиле се-и скрываются глубокие, неоднозначные образы, здесь царят свобода и полет мысли. Небрежные на первый взгляд картины при более детальном рассмотрении оказываются настоящим откровением, в них чувствуется живая, идущая из самого сердца страсть.
Се-и нередко называют направлением «грубой кисти»: в нем нет четких очертаний, правильных контуров, изображение наносится непосредственно тушью на холст. Создается впечатление, будто внешнее не имеет для художника никакого значения. Главное в этом стиле — настроение. В картинах часто просматриваются ассоциации, обобщения, отдельные детали могут быть нарочито преувеличенными.
Стиль китайской живописи Се-и можно назвать излюбленным для художников, творящих по вдохновению, на одном дыхании. Именно поэтому такие картины практически невозможно воспроизвести заново. Большинство произведений, написанных в жанре се-и, не богаты оттенками: черный, серый и белый — их основные цвета. Они не выглядят так же роскошно и богато, как полотна в стиле гунби, но при этом они очень выразительны и невероятно искренни.
До 12-го века пышный, щегольский гунби занимал в китайской живописи основное место. Профессиональные художники, писавшие на заказ, обязательно им владели. Се-и же был более распространен в кругах художников-интеллектуалов. Но в дальнейшем он стал укреплять свои позиции как направление, и в более зрелый период занял лидирующую позицию. Конечно, встречались живописцы, с успехом сочетавшие гунби и се-и, их творения по сути являются промежуточными между двумя стилями.
Се-и, не передающий в точности форму, очень ярко показывает суть вещей. Несмотря на то, что создание произведений в этом стиле не требует много времени, оно немыслимо без настоящего мастерства и тонкого восприятия действительности. И сегодня, говоря о классической живописи Китая, большинство людей представляют цветы, бамбук и камни, созданные в стиле се-и.
с
published on
Комментарии (0)