
Ровно 180 лет тому назад, 11 августа 1845 года,на Александровском механическом и чугунолитейном заводе Санкт-Петербурга был сделан первый русский серийный паровоз, предназначенный для строящейся Николаевской железной дороги.
Для организации производства локомотивов завод был передан в аренду на шесть лет американским предпринимателям Уайнесу, Гаррису и Иствику, которые обязались за этот срок представить на испытания 164 паровоза американского типа, из них 121 — товарный ("тип Д") и 43 — пасажирских ("тип В") по цене 12 000 рублей серебром за каждый паровоз с тендером. Причем — сделанных целиком из русских материалов и комплектующих, за исключением английской рессорной стали.
По тем временам, это была очень солидная партия, но американцы с помощью русских рабочих, инженеров и техников выполнили заказ, изготовив вполне качественные и надежные локомотивы, которые проработали без аварий и серьезных поломок десятки лет, несмотря на наш суровый климат и "спартанские" условия эксплуатации.
Последний из них был списан в 1910 году, отпахав на Николаевской магистрали 63 года! К тому времени он уже давно считался безнадежно морально устаревшим, но при этом — оставался вполне работоспособным. Конечно жаль, что его в итоге отправили в металлолом, а не сохранили как выдающийся памятник истории техники.
Пассажирские паровозы были более скоростными, а товарные развивали большее тяговое усилие и предназнаяались для буксировки более тяжелых составов. На заставке — пассажирский "тип В" с тендером, выпущенный в 1847 году и сфотографированный в 1867-м. В начале 1860-х он был оснащен большой конической трубой-искроуловителем, предназначенной для использования в качестве топлива не угля, а дров, которые при сгорании давали большое количество искр, создававших угрозу пожара.

Пассажирский локомотив "Тип В" в первоначальном виде с узкой трубой для угольного топлива. Как видите, площадка для машиниста и кочегара — полностью открыта. Об удобстве их работы тогда еще никто не думал.

Товарный паровоз "Тип Д" с тремя ведущими колесными парами.

Карта-схема первого в России Александровского вагонно-локомотивного завода.
Комментарии (0)