Недавно мы с моим высокоученым другом спорили о причинах провалов отечественных фильмов. Мой друг настаивал что все дело исключительно в киношном попиле и как следствие экономии на самом важном для кино – сценарии.
Трудно отрицать, что сценаристы сейчас это каста практически помноженная на ноль и замененная полностью людьми пристроенными по знакомству. Просто, потому что «печатать на копуктере каждый дурак умеет – даже тот, кому нельзя доверить дорогостоящую камеру».
Надо же куда-то пристроить тех из своих, кто вообще ни на что не способен?
Но как мне кажется дело не только в этом.
Дело в том, что наши киношники хотят снимать «как у них» и про то же про что «у них». Не понимая при этом, что у нас разные культурные коды, разные сценарии положительного и отрицательного поведения, идеалы, а следовательно, у нас по-разному и в отношении разного запускаются механизмы сопереживания – самые важные для искусства.
Очень простой пример – фильм Фёдора Бондарчука «Притяжение» и недавний «Спутник».
Инопланетяне, чудовищная государственная машина, желающая получить внеземное оружие, противостояние личности и государства в виде военщины.
Здесь еще важно отметить, что «Приятжение» снято по мотивам погрома в Бирюлево начавшихся после убийства русского парня азербайджанцем, но почему-то целю фильма стало изобличение русской ксенофобии.
Нетрудно понять, что увидели русские зрители в фильме. Во-первых, они увидели «Интердевочку», которая хочет уютно устроится под иностранца-чужого. А во-вторых, себя в декорациях этой вашей рашки и в роли быдла в трениках.
Запускаются ли механизмы сопереживания?
То же самое со «Спутником» - совестливая ученая «сахаров в юбке» защищает советского космонавта от советской армии, которая выращивает в нем пришельца.
Мы, русские люди – знаем, что армия – это те же самыеп мы, но в погонах. Поэтому мы можем поверить в то, что в армии полно пьяниц, лодырей, дебилов и сачков, но в то, что там нелюди – мы поверить не можем.
В это может поверить и это может писать только человек откосивший от армии в третьем поколении.
То есть мы можем поверить в охлобыстинское «ДМБ». А вот в «Спутник» мы поверить не можем.
Усложним и углубим задачу.
Давайте представим себе, что именно в России режиссер Петя Яковлев снимает «Властелин Колец».
Отличный же фильм!
Но чем бы это кончилось?
Ну начнем с Фродо или Бильбо.
Это образ обывателя. Положительный образ обывателя. Обывателя наслаждающегося своим обывательством – комфортом, табачком, серебряными ложками.
И зовут его не Фродо, а Федя. Или не Бильбо, а Боря.
Что думает наш русский человек, глядя на такое счастье?
— А когда этот пидор работает? Откуда такое благополучие? Где его поле, трактор, который он чинит в мазуте и материт? Где жена со скалкой и карами за вино плодово-выгодное спрятанное под крыльцом? Где труд, где семья, где быт?
И из обычного симпатичного ни нам и западному зрителю обывателя Бильбо-Боря превращается в кулака, мутного типа, а может еще и пидора.
Наш Боря-Бильбо встретился бы с Гэндальфом не заутренним курением трубки, а в лучшем случае за перекуром.
Ухудшения наблюдаются по мере углубления.
Гэндальф – это представитель Тайного Общества Добра. Это общество занимается политическими интригами, консультирует государей разных стран, ставит магические опыты.
Как есть масоны-сионисты-сатанисты.
В нашем культурном коде добро – не может быть тайным. Тайное добро – это добро, спрятанное от людей.
Почему?
Мы не достойны добра? Нам не доверяют? Или у нас разные представления о добре?
Добро должно быть на виду и служить людям. Потому что добро неразрывно связана любовью, а она – с бытом.
Русский Гэндальф – это Никола Угодник. Или, например, древний волхв, ставший ветеринаром, но вынужденный вернуться к волшебству из-за пробуждения Зла.
Кстати, про Зло.
Никогда не будет русское Добро сваливать труппы в кучу и сжигать. Русское добро никогда не станет уничтожать расу. Мы в это не верим.
Не уничтожить орков.
Освободить.
Ну, понятно же, что злой он, потому что у него велосипеда нет и Саурон мучает. Вон как бедолагу изувечили. Такие зубы, и ни одного стоматолога на весь Мордор.
Открываем первый в Мордоре институт стоматологии.
У нас и орки людьми станут.
Займемся любимым произведением наших «оппозиционеров» - сагой о Гарри Поттере.
Сюжет строится на истории о тайном министерстве магии, которое обслуживает интересы волшебников существующих параллельно человечеству в тщательно скрываем магическом мире, состоящим из спрятанных железнодорожных платформ, тайных магазинов и секретных переулков.
В этом мире и разворачивается тайная война тайного добра с тайным злом.
Учитывая, что вся сага неразрывно связана с образованием – то есть институтом магии Хогвартс, мы можем смело сделать предположение, что маги – это западный аналог интеллигенции.
Хогвартс – это олицетворение европейского образования – способа воспроизводства элиты – истинной хозяйки Европы. Европа существует ради нее и ее усилиями. Министр магии – чиновник – лишь результат усилий элитных кланов, подчиняющийся одному из кланов и проводящий его волю.
Местный аналог Гэндальфа – профессор Альбус Дамблдор также как и Гендальф не прибегает к открытым и государственным методам в борьбе с Волдемортом. На его стороне его студенты и тайные ордена, вроде «Ордена Феникса».
Что я хотел бы уточнить. То, что я описываю я не пытаюсь выставить лицемерием или же злом. Нет. Это добро. Просто это другое добро. Добро по-англосаксонски.
Это очень своеобразная государственно-этическая идеология, которая определяет, что элита – не просто имеет право на власть, причем власть негласную, но и обречена на власть. Элита получает свой статус со знаниями и ценностями в процессе элитного образования в школах и институтах не для всех.
Поэтому, когда англосакс говорит о ценностях, он не просто втирает вам очки, он показывает, что он имеет право на власть, право на принятие решений, право на то, чтобы подчинять других людей своей воле.
Он предъявляет обществу свои ценности на осмотр и подтверждение их качественности, подлинности, соответствия общественному запросу и общество принимая эти ценности за подлинные – принимает его власть.
Таков английский культурный код.
Все это в России, разумеется, невозможно и не будет принято за добро никогда.
Власть в России – это открытое служение через жертву.
Сталин никогда бы не стал одним из брендовых властителей России, если бы не произнес свою фразу про то, что он «солдат на генералов не меняет». Не принес жертву интересам страны.
Путин – тоже принес определенные жертву. Например, ему до сих пор приходится прятать собственных дочерей. И та ненависть, с которой наша «оппозиция» набрасывается на женщин, которых она подозревает в родстве с Путиным – отлично показывает почему.
В русском культурном коде – трон – это всегда немного Голгофа. Если нет, то власть не оплачена, а взята в кредит с большими процентами.
В русском культурном коде интеллигенция – не синоним элиты. Интеллигент не может претендовать на власть в силу того, что он не только не жертвует чем-то ради страны, но и получает привилегии.
Интеллигенция для русского культурного кода, это часть народа, выведенная за скобки – нужная, но слабая часть народа, которая образована и компетентна, но вынуждена жить в хрупких очках, беречь их и сторониться риска и грубости. Что исключает и способность к власти и право на власть.
Разговоры о европейских ценностях воспринимаются этой точки зрения как самозванство и предательство.
Русские ценности просты как гусеницы танка:
Сила – в правде.
Мы – русские, какой восторг.
Русские своих не бросают.
Любые другие воспринимаются как способ подменить эти. То есть заниматься жульничеством за общий счет, бросать своих, стыдиться народа.
Поэтому русский Гарри Поттер (Игорь Горшков) это кадет-суворовец, а Дамблдор – начальник по воспитательной части.
Что поделать – в такой стране живем.
Впрочем, американцы вполне точно вывели этот архетип при экранизации «Кубка Огня» в виде учеников Дурмстранга.
Роман Носиков
published on
Комментарии (0)