Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Перевод культурных кодов. Иван Толкун и Иванка Крутова


Недавно ‎мы ‎с‏ ‎моим ‎высокоученым ‎другом ‎спорили‏ ‎о ‎причинах‏ ‎провалов‏ ‎отечественных‏ ‎фильмов. ‎Мой ‎друг ‎настаивал ‎что‏ ‎все ‎дело ‎исключительно‏ ‎в‏ ‎киношном ‎попиле‏ ‎и ‎как ‎следствие‏ ‎экономии ‎на‏ ‎самом ‎важном‏ ‎для‏ ‎кино‏ ‎– ‎сценарии.

Трудно‏ ‎отрицать, ‎что‏ ‎сценаристы ‎сейчас‏ ‎это‏ ‎каста‏ ‎практически ‎помноженная‏ ‎на ‎ноль ‎и ‎замененная‏ ‎полностью ‎людьми‏ ‎пристроенными‏ ‎по ‎знакомству. ‎Просто,‏ ‎потому ‎что‏ ‎«печатать ‎на ‎копуктере ‎каждый‏ ‎дурак‏ ‎умеет ‎–‏ ‎даже ‎тот,‏ ‎кому ‎нельзя ‎доверить ‎дорогостоящую ‎камеру».‏ ‎
Надо‏ ‎же ‎куда-то‏ ‎пристроить ‎тех‏ ‎из ‎своих, ‎кто ‎вообще ‎ни‏ ‎на‏ ‎что‏ ‎не ‎способен?‏ ‎

Но ‎как‏ ‎мне ‎кажется‏ ‎дело‏ ‎не ‎только ‎в‏ ‎этом. ‎

Дело ‎в ‎том,‏ ‎что ‎наши‏ ‎киношники‏ ‎хотят‏ ‎снимать ‎«как ‎у ‎них» ‎и‏ ‎про ‎то ‎же‏ ‎про‏ ‎что ‎«у‏ ‎них». ‎Не ‎понимая‏ ‎при ‎этом,‏ ‎что ‎у‏ ‎нас‏ ‎разные‏ ‎культурные ‎коды, ‎разные‏ ‎сценарии ‎положительного‏ ‎и ‎отрицательного‏ ‎поведения,‏ ‎идеалы,‏ ‎а ‎следовательно,‏ ‎у ‎нас ‎по-разному ‎и‏ ‎в ‎отношении‏ ‎разного‏ ‎запускаются ‎механизмы ‎сопереживания‏ ‎– ‎самые‏ ‎важные ‎для ‎искусства. ‎

Очень‏ ‎простой‏ ‎пример ‎–‏ ‎фильм ‎Фёдора‏ ‎Бондарчука ‎«Притяжение» ‎и ‎недавний ‎«Спутник».‏ ‎

Инопланетяне,‏ ‎чудовищная ‎государственная‏ ‎машина, ‎желающая‏ ‎получить ‎внеземное ‎оружие, ‎противостояние ‎личности‏ ‎и‏ ‎государства‏ ‎в ‎виде‏ ‎военщины. ‎

Здесь‏ ‎еще ‎важно‏ ‎отметить,‏ ‎что ‎«Приятжение» ‎снято‏ ‎по ‎мотивам ‎погрома ‎в‏ ‎Бирюлево ‎начавшихся‏ ‎после‏ ‎убийства‏ ‎русского ‎парня ‎азербайджанцем, ‎но ‎почему-то‏ ‎целю ‎фильма ‎стало‏ ‎изобличение‏ ‎русской ‎ксенофобии.‏ ‎

Нетрудно ‎понять, ‎что‏ ‎увидели ‎русские‏ ‎зрители ‎в‏ ‎фильме.‏ ‎Во-первых,‏ ‎они ‎увидели ‎«Интердевочку»,‏ ‎которая ‎хочет‏ ‎уютно ‎устроится‏ ‎под‏ ‎иностранца-чужого.‏ ‎А ‎во-вторых,‏ ‎себя ‎в ‎декорациях ‎этой‏ ‎вашей ‎рашки‏ ‎и‏ ‎в ‎роли ‎быдла‏ ‎в ‎трениках.

Запускаются‏ ‎ли ‎механизмы ‎сопереживания? ‎

То‏ ‎же‏ ‎самое ‎со‏ ‎«Спутником» ‎-‏ ‎совестливая ‎ученая ‎«сахаров ‎в ‎юбке»‏ ‎защищает‏ ‎советского ‎космонавта‏ ‎от ‎советской‏ ‎армии, ‎которая ‎выращивает ‎в ‎нем‏ ‎пришельца.‏ ‎

Мы,‏ ‎русские ‎люди‏ ‎– ‎знаем,‏ ‎что ‎армия‏ ‎–‏ ‎это ‎те ‎же‏ ‎самыеп ‎мы, ‎но ‎в‏ ‎погонах. ‎Поэтому‏ ‎мы‏ ‎можем‏ ‎поверить ‎в ‎то, ‎что ‎в‏ ‎армии ‎полно ‎пьяниц,‏ ‎лодырей,‏ ‎дебилов ‎и‏ ‎сачков, ‎но ‎в‏ ‎то, ‎что‏ ‎там ‎нелюди‏ ‎–‏ ‎мы‏ ‎поверить ‎не ‎можем.‏ ‎

В ‎это‏ ‎может ‎поверить‏ ‎и‏ ‎это‏ ‎может ‎писать‏ ‎только ‎человек ‎откосивший ‎от‏ ‎армии ‎в‏ ‎третьем‏ ‎поколении. ‎

То ‎есть‏ ‎мы ‎можем‏ ‎поверить ‎в ‎охлобыстинское ‎«ДМБ».‏ ‎А‏ ‎вот ‎в‏ ‎«Спутник» ‎мы‏ ‎поверить ‎не ‎можем. ‎

Усложним ‎и‏ ‎углубим‏ ‎задачу. ‎

Давайте‏ ‎представим ‎себе,‏ ‎что ‎именно ‎в ‎России ‎режиссер‏ ‎Петя‏ ‎Яковлев‏ ‎снимает ‎«Властелин‏ ‎Колец». ‎

Отличный‏ ‎же ‎фильм!‏ ‎

Но‏ ‎чем ‎бы ‎это‏ ‎кончилось? ‎

Ну ‎начнем ‎с‏ ‎Фродо ‎или‏ ‎Бильбо.‏ ‎

Это‏ ‎образ ‎обывателя. ‎Положительный ‎образ ‎обывателя.‏ ‎Обывателя ‎наслаждающегося ‎своим‏ ‎обывательством‏ ‎– ‎комфортом,‏ ‎табачком, ‎серебряными ‎ложками.‏ ‎

И ‎зовут‏ ‎его ‎не‏ ‎Фродо,‏ ‎а‏ ‎Федя. ‎Или ‎не‏ ‎Бильбо, ‎а‏ ‎Боря. ‎

Что‏ ‎думает‏ ‎наш‏ ‎русский ‎человек,‏ ‎глядя ‎на ‎такое ‎счастье?‏ ‎

— А ‎когда‏ ‎этот‏ ‎пидор ‎работает? ‎Откуда‏ ‎такое ‎благополучие?‏ ‎Где ‎его ‎поле, ‎трактор,‏ ‎который‏ ‎он ‎чинит‏ ‎в ‎мазуте‏ ‎и ‎материт? ‎Где ‎жена ‎со‏ ‎скалкой‏ ‎и ‎карами‏ ‎за ‎вино‏ ‎плодово-выгодное ‎спрятанное ‎под ‎крыльцом? ‎Где‏ ‎труд,‏ ‎где‏ ‎семья, ‎где‏ ‎быт? ‎

И‏ ‎из ‎обычного‏ ‎симпатичного‏ ‎ни ‎нам ‎и‏ ‎западному ‎зрителю ‎обывателя ‎Бильбо-Боря‏ ‎превращается ‎в‏ ‎кулака,‏ ‎мутного‏ ‎типа, ‎а ‎может ‎еще ‎и‏ ‎пидора. ‎

Наш ‎Боря-Бильбо‏ ‎встретился‏ ‎бы ‎с‏ ‎Гэндальфом ‎не ‎заутренним‏ ‎курением ‎трубки,‏ ‎а ‎в‏ ‎лучшем‏ ‎случае‏ ‎за ‎перекуром. ‎

Ухудшения‏ ‎наблюдаются ‎по‏ ‎мере ‎углубления.‏ ‎

Гэндальф‏ ‎–‏ ‎это ‎представитель‏ ‎Тайного ‎Общества ‎Добра. ‎Это‏ ‎общество ‎занимается‏ ‎политическими‏ ‎интригами, ‎консультирует ‎государей‏ ‎разных ‎стран,‏ ‎ставит ‎магические ‎опыты. ‎

Как‏ ‎есть‏ ‎масоны-сионисты-сатанисты. ‎

В‏ ‎нашем ‎культурном‏ ‎коде ‎добро ‎– ‎не ‎может‏ ‎быть‏ ‎тайным. ‎Тайное‏ ‎добро ‎–‏ ‎это ‎добро, ‎спрятанное ‎от ‎людей.‏ ‎

Почему?‏ ‎

Мы‏ ‎не ‎достойны‏ ‎добра? ‎Нам‏ ‎не ‎доверяют?‏ ‎Или‏ ‎у ‎нас ‎разные‏ ‎представления ‎о ‎добре? ‎

Добро‏ ‎должно ‎быть‏ ‎на‏ ‎виду‏ ‎и ‎служить ‎людям. ‎Потому ‎что‏ ‎добро ‎неразрывно ‎связана‏ ‎любовью,‏ ‎а ‎она‏ ‎– ‎с ‎бытом.‏ ‎

Русский ‎Гэндальф‏ ‎– ‎это‏ ‎Никола‏ ‎Угодник.‏ ‎Или, ‎например, ‎древний‏ ‎волхв, ‎ставший‏ ‎ветеринаром, ‎но‏ ‎вынужденный‏ ‎вернуться‏ ‎к ‎волшебству‏ ‎из-за ‎пробуждения ‎Зла. ‎

Кстати,‏ ‎про ‎Зло.‏ ‎

Никогда‏ ‎не ‎будет ‎русское‏ ‎Добро ‎сваливать‏ ‎труппы ‎в ‎кучу ‎и‏ ‎сжигать.‏ ‎Русское ‎добро‏ ‎никогда ‎не‏ ‎станет ‎уничтожать ‎расу. ‎Мы ‎в‏ ‎это‏ ‎не ‎верим.‏ ‎

Не ‎уничтожить‏ ‎орков. ‎

Освободить. ‎

Ну, ‎понятно ‎же,‏ ‎что‏ ‎злой‏ ‎он, ‎потому‏ ‎что ‎у‏ ‎него ‎велосипеда‏ ‎нет‏ ‎и ‎Саурон ‎мучает.‏ ‎Вон ‎как ‎бедолагу ‎изувечили.‏ ‎Такие ‎зубы,‏ ‎и‏ ‎ни‏ ‎одного ‎стоматолога ‎на ‎весь ‎Мордор.‏ ‎

Открываем ‎первый ‎в‏ ‎Мордоре‏ ‎институт ‎стоматологии.‏ ‎

У ‎нас ‎и‏ ‎орки ‎людьми‏ ‎станут. ‎


Займемся ‎любимым ‎произведением‏ ‎наших ‎«оппозиционеров» ‎- ‎сагой‏ ‎о ‎Гарри‏ ‎Поттере.‏ ‎

Сюжет‏ ‎строится ‎на ‎истории ‎о ‎тайном‏ ‎министерстве ‎магии, ‎которое‏ ‎обслуживает‏ ‎интересы ‎волшебников‏ ‎существующих ‎параллельно ‎человечеству‏ ‎в ‎тщательно‏ ‎скрываем ‎магическом‏ ‎мире,‏ ‎состоящим‏ ‎из ‎спрятанных ‎железнодорожных‏ ‎платформ, ‎тайных‏ ‎магазинов ‎и‏ ‎секретных‏ ‎переулков.‏ ‎

В ‎этом‏ ‎мире ‎и ‎разворачивается ‎тайная‏ ‎война ‎тайного‏ ‎добра‏ ‎с ‎тайным ‎злом.‏ ‎

Учитывая, ‎что‏ ‎вся ‎сага ‎неразрывно ‎связана‏ ‎с‏ ‎образованием ‎–‏ ‎то ‎есть‏ ‎институтом ‎магии ‎Хогвартс, ‎мы ‎можем‏ ‎смело‏ ‎сделать ‎предположение,‏ ‎что ‎маги‏ ‎– ‎это ‎западный ‎аналог ‎интеллигенции.‏ ‎

Хогвартс‏ ‎–‏ ‎это ‎олицетворение‏ ‎европейского ‎образования‏ ‎– ‎способа‏ ‎воспроизводства‏ ‎элиты ‎– ‎истинной‏ ‎хозяйки ‎Европы. ‎Европа ‎существует‏ ‎ради ‎нее‏ ‎и‏ ‎ее‏ ‎усилиями. ‎Министр ‎магии ‎– ‎чиновник‏ ‎– ‎лишь ‎результат‏ ‎усилий‏ ‎элитных ‎кланов,‏ ‎подчиняющийся ‎одному ‎из‏ ‎кланов ‎и‏ ‎проводящий ‎его‏ ‎волю.‏ ‎

Местный‏ ‎аналог ‎Гэндальфа ‎–‏ ‎профессор ‎Альбус‏ ‎Дамблдор ‎также‏ ‎как‏ ‎и‏ ‎Гендальф ‎не‏ ‎прибегает ‎к ‎открытым ‎и‏ ‎государственным ‎методам‏ ‎в‏ ‎борьбе ‎с ‎Волдемортом.‏ ‎На ‎его‏ ‎стороне ‎его ‎студенты ‎и‏ ‎тайные‏ ‎ордена, ‎вроде‏ ‎«Ордена ‎Феникса».‏ ‎

Что ‎я ‎хотел ‎бы ‎уточнить.‏ ‎То,‏ ‎что ‎я‏ ‎описываю ‎я‏ ‎не ‎пытаюсь ‎выставить ‎лицемерием ‎или‏ ‎же‏ ‎злом.‏ ‎Нет. ‎Это‏ ‎добро. ‎Просто‏ ‎это ‎другое‏ ‎добро.‏ ‎Добро ‎по-англосаксонски. ‎

Это‏ ‎очень ‎своеобразная ‎государственно-этическая ‎идеология,‏ ‎которая ‎определяет,‏ ‎что‏ ‎элита‏ ‎– ‎не ‎просто ‎имеет ‎право‏ ‎на ‎власть, ‎причем‏ ‎власть‏ ‎негласную, ‎но‏ ‎и ‎обречена ‎на‏ ‎власть. ‎Элита‏ ‎получает ‎свой‏ ‎статус‏ ‎со‏ ‎знаниями ‎и ‎ценностями‏ ‎в ‎процессе‏ ‎элитного ‎образования‏ ‎в‏ ‎школах‏ ‎и ‎институтах‏ ‎не ‎для ‎всех. ‎

Поэтому,‏ ‎когда ‎англосакс‏ ‎говорит‏ ‎о ‎ценностях, ‎он‏ ‎не ‎просто‏ ‎втирает ‎вам ‎очки, ‎он‏ ‎показывает,‏ ‎что ‎он‏ ‎имеет ‎право‏ ‎на ‎власть, ‎право ‎на ‎принятие‏ ‎решений,‏ ‎право ‎на‏ ‎то, ‎чтобы‏ ‎подчинять ‎других ‎людей ‎своей ‎воле.‏ ‎

Он‏ ‎предъявляет‏ ‎обществу ‎свои‏ ‎ценности ‎на‏ ‎осмотр ‎и‏ ‎подтверждение‏ ‎их ‎качественности, ‎подлинности,‏ ‎соответствия ‎общественному ‎запросу ‎и‏ ‎общество ‎принимая‏ ‎эти‏ ‎ценности‏ ‎за ‎подлинные ‎– ‎принимает ‎его‏ ‎власть. ‎

Таков ‎английский‏ ‎культурный‏ ‎код. ‎

Все‏ ‎это ‎в ‎России,‏ ‎разумеется, ‎невозможно‏ ‎и ‎не‏ ‎будет‏ ‎принято‏ ‎за ‎добро ‎никогда.‏ ‎

Власть ‎в‏ ‎России ‎–‏ ‎это‏ ‎открытое‏ ‎служение ‎через‏ ‎жертву. ‎

Сталин ‎никогда ‎бы‏ ‎не ‎стал‏ ‎одним‏ ‎из ‎брендовых ‎властителей‏ ‎России, ‎если‏ ‎бы ‎не ‎произнес ‎свою‏ ‎фразу‏ ‎про ‎то,‏ ‎что ‎он‏ ‎«солдат ‎на ‎генералов ‎не ‎меняет».‏ ‎Не‏ ‎принес ‎жертву‏ ‎интересам ‎страны.‏ ‎

Путин ‎– ‎тоже ‎принес ‎определенные‏ ‎жертву.‏ ‎Например,‏ ‎ему ‎до‏ ‎сих ‎пор‏ ‎приходится ‎прятать‏ ‎собственных‏ ‎дочерей. ‎И ‎та‏ ‎ненависть, ‎с ‎которой ‎наша‏ ‎«оппозиция» ‎набрасывается‏ ‎на‏ ‎женщин,‏ ‎которых ‎она ‎подозревает ‎в ‎родстве‏ ‎с ‎Путиным ‎–‏ ‎отлично‏ ‎показывает ‎почему.‏ ‎

В ‎русском ‎культурном‏ ‎коде ‎–‏ ‎трон ‎–‏ ‎это‏ ‎всегда‏ ‎немного ‎Голгофа. ‎Если‏ ‎нет, ‎то‏ ‎власть ‎не‏ ‎оплачена,‏ ‎а‏ ‎взята ‎в‏ ‎кредит ‎с ‎большими ‎процентами.‏ ‎

В ‎русском‏ ‎культурном‏ ‎коде ‎интеллигенция ‎–‏ ‎не ‎синоним‏ ‎элиты. ‎Интеллигент ‎не ‎может‏ ‎претендовать‏ ‎на ‎власть‏ ‎в ‎силу‏ ‎того, ‎что ‎он ‎не ‎только‏ ‎не‏ ‎жертвует ‎чем-то‏ ‎ради ‎страны,‏ ‎но ‎и ‎получает ‎привилегии. ‎

Интеллигенция‏ ‎для‏ ‎русского‏ ‎культурного ‎кода,‏ ‎это ‎часть‏ ‎народа, ‎выведенная‏ ‎за‏ ‎скобки ‎– ‎нужная,‏ ‎но ‎слабая ‎часть ‎народа,‏ ‎которая ‎образована‏ ‎и‏ ‎компетентна,‏ ‎но ‎вынуждена ‎жить ‎в ‎хрупких‏ ‎очках, ‎беречь ‎их‏ ‎и‏ ‎сторониться ‎риска‏ ‎и ‎грубости. ‎Что‏ ‎исключает ‎и‏ ‎способность ‎к‏ ‎власти‏ ‎и‏ ‎право ‎на ‎власть.‏ ‎

Разговоры ‎о‏ ‎европейских ‎ценностях‏ ‎воспринимаются‏ ‎этой‏ ‎точки ‎зрения‏ ‎как ‎самозванство ‎и ‎предательство.‏ ‎

Русские ‎ценности‏ ‎просты‏ ‎как ‎гусеницы ‎танка:‏ ‎

Сила ‎–‏ ‎в ‎правде. ‎

Мы ‎–‏ ‎русские,‏ ‎какой ‎восторг.‏ ‎

Русские ‎своих‏ ‎не ‎бросают. ‎

Любые ‎другие ‎воспринимаются‏ ‎как‏ ‎способ ‎подменить‏ ‎эти. ‎То‏ ‎есть ‎заниматься ‎жульничеством ‎за ‎общий‏ ‎счет,‏ ‎бросать‏ ‎своих, ‎стыдиться‏ ‎народа. ‎

Поэтому‏ ‎русский ‎Гарри‏ ‎Поттер‏ ‎(Игорь ‎Горшков) ‎это‏ ‎кадет-суворовец, ‎а ‎Дамблдор ‎–‏ ‎начальник ‎по‏ ‎воспитательной‏ ‎части.‏ ‎

Что ‎поделать ‎– ‎в ‎такой‏ ‎стране ‎живем. ‎

Впрочем,‏ ‎американцы‏ ‎вполне ‎точно‏ ‎вывели ‎этот ‎архетип‏ ‎при ‎экранизации‏ ‎«Кубка ‎Огня»‏ ‎в‏ ‎виде‏ ‎учеников ‎Дурмстранга. ‎

Роман Носиков

published on art-oboz.ru according to the materials e-news.su


Источник: Перевод культурных кодов. Иван Толкун и Иванка Крутова
Автор:
Теги: Ассорти

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как Иван Бортник разрушил собственную жизнь
Как Иван Бортник разрушил собственную жизнь
2
Интересный мир 23:33 17 апр 2024
Иванка трамп подверглась нападению в самолете
Иванка трамп подверглась нападению в самолете
0
Интересный мир 09:50 24 дек 2016
Сканер штрих-кода: как выбрать лучшее решение?
Сканер штрих-кода: как выбрать лучшее решение?
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 14:27 29 мар 2022
Как правильно целоваться: 10 культурных традиций из разных уголков мира, связанных с поцелуями
Как правильно целоваться: 10 культурных традиций из разных уголков мира, связанных с поцелуями
4
Человек познаёт мир 12:30 20 авг 2023
По домам: где живёт Иван Ургант
По домам: где живёт Иван Ургант
7
Интересности 10:17 04 авг 2021
Ольга Картункова прокомментировала  введение QR-кодов в ресторанах
Ольга Картункова прокомментировала введение QR-кодов в ресторанах
100
Сад огород дача и все самое интересное 12:36 29 июн 2021
Насекомые-вредители – основные враги культурных растений + видео
Насекомые-вредители – основные враги культурных растений + видео
0
Сад огород дача и все самое интересное 01:05 28 сен 2016
Перевод с дипломатического
Перевод с дипломатического
0
Общество и я 14:01 20 дек 2016
За сколько Иванка Трамп сдает свою квартиру в Нью-Йорке
За сколько Иванка Трамп сдает свою квартиру в Нью-Йорке
0
Жизнь прекрасна 12:15 01 мар 2017
Иван Ургант впервые за долгое время вышел в свет с женой и ее внешность тут же осудили критики
Иван Ургант впервые за долгое время вышел в свет с женой и ее внешность тут же осудили критики
11
Все о звездах шоубизнеса 14:12 02 дек 2018
13 фото Иванки Трамп, которые ее муж хотел бы уничтожить… А вот я бы этого делать не стал!
13 фото Иванки Трамп, которые ее муж хотел бы уничтожить… А вот я бы этого делать не стал!
4
Интересный мир 23:03 03 фев 2018
Несоветские «хрущёвки»: как заграничные панельные микрорайоны превращались в гетто
Несоветские «хрущёвки»: как заграничные панельные микрорайоны превращались в гетто
1
Человек познаёт мир 11:01 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства