
Ровно 95 лет назад, 19 июня 1930 года состоялось триумфальное выступление на европейском конкурсе военных самолетов в Бухаресте нового польского истребителя PZL P.1. Это был первый в мире самолет с крылом типа "чайка". Точнее, так его называют у нас, а в других странах более распространен термин "польское крыло" или "крыло Пулавского" по имени его изобретателя — Жигмонта Пулавского. К сожалению, этот талантливый авиаконструктор весной следующего года погиб в авиакатастрофе в возрасте всего 29 лет, лично испытывая свою очередную машину.
Особенность "крыла Пулавского" — в его форме, изогнутой вверх возле фюзеляжа, благодаря чему летчик имеет хороший обзор вперед, особенно важный для истребителя. Кроме того, сопряжение крыла с фюзеляжем под углом, близким к 90° способствует снижению аэродинамического сопротивления и повышению летных данных. Впоследствии таким крылом оснащались советские истребители И-15, И-153, ИС-1, французский "Луар-46" и многие другие машины. Но у нас с нашим традиционно предвзятым отношением к полякам о Пулавском предпочитали не упоминать.
На бухарестском конкурсе истребители оценивались по пятнадцати критериям (скорость, скороподъемность, маневренность, обзор, вооружение и т.д.). И в восьми из них польский дебютант занял первое место, несмотря на то, что его конкурентами были новинки авиапрома ведущих авиационных держав, в том числе — Англии (Бристоль "Бульдог") и Франции (Девуатин D.27). Таким образом, Польша впервые заявила о себе как о стране, способной разрабатывать и производить самолеты оригинальной концепции и высшего мирового уровня.
Однако Р.1 не был принят на вооружение и не выпускался серийно, поскольку уже в октябре того же года впервые поднялся в воздух усовершенствованный образец PZL P.7 c двигателем воздушного охлаждения, который стал основным истребителем польских ВВС первой половины 1930-х годов и даже принял участие в отражении германской агрессии 1939 года. Но это уже другая история.

Р.1 еще без окраски на заводском дворе. Самолет имел цельнометаллическую конструкцию с дюралевой обшивкой (частично — гладкой, частично — гофрированной) и консольные стойки шасси с внутренней гидравлической амортизацией, что в те времена было очень прогрессивным техническим решением. Впоследствии такая схема шасси также была скопирована на многих самолетах, в частности, на советском Як-12, выпущенном уже после войны.

Р.1 на аэродроме. C двигателем "Испано-Сюиза" мощностью 600 л.с. этот самолет развивал скорость 302 км/ч, имел начальную скороподъемность — 12,5 м/с и потолок — 8600 м. Вооружение — два синхропулемета с очень солидным боезапасом в 800 патронов на ствол.

Р.1 с нанесенными идентификационными кодами.

Р.1 в декоративно-презентационной красно-белой раскраске цветов польского флага, в которой он выступал на конкурсе в Бухаресте.
Комментарии (0)