Ровно 140 лет назад, 20 июля 1882 года, стартовал первый в мире самолет, созданный выдающимся русским ученым и изобретателем Александром Федоровичем Можайским. После разбега со специального наклонного помоста, облегчившего отрыв машины от земли, самолет под управлением механика Ивана Голубева поднялся в воздух и перелетел через поле. Управляемый рукй человека аппарат тяжелее воздуха, снабженный двигателями, совершил первый полет.
Событие, безусловно, выдающееся, можно сказать - мирового масштаба. Жаль только, что всё написанное в предыдущем абзаце является вымыслом советской пропаганды, который я процитировал из книги
Более того, на рубеже 1970-80 годов, в преддверии столетнего юбилея "полета" самолета Можайского, учеными Центрального Аэрогидродинамического Института были проведены исследования его летных данных, исходя из имевшихся сведений об аэродинамической схеме, массогабаритных характеристиках и энерговооруженности этого аэроплана, который Можайский называл "воздухоплавательным снарядом".
Результат получился обескураживающим: самолет Можайского в принципе летать не мог. Чтобы он оторвался от земли, приводившие его в движение английские паровые машины должны были развивать мощность вдвое больше той, которую они фактически выдавали, но при этом весили бы столько же. При тогдашнем уровне технологий это было нереально.
К сказанному можно добавить, что в апреле 1883 года, то есть, почти через год после "испытаний", комиссия Русского технического общества по ознакомлению с проектом Можайского написала в своем отчете, что его летательный аппарат пока не готов. В этом отчете есть еще один крайне любопытный нюанс: описание самолета дано со слов самого Можайского, поскольку он категорически отказался пустить комиссию на огороженное высоким забором место постройки "воздухоплавательного снаряда" и продемонстрировать результаты работ. Таким образом, самолет комиссия не видела, однако, Можайский, ничтоже сумняшеся, попросил у нее денег на завершение строительства. Невольно возникает вопрос: "а был ли мальчик?"
На этом вопрос о "полете" можно считать закрытым, однако, остается еще один: а был ли самолет когда-либо достроен? Ответ на него дает отчет комиссии под председательством лейтенанта М.М. Борескова, которая осмотрела аппарат Можайского 11 июля 1890 года, вскоре после смерти его создателя, и задокументировала результаты осмотра. Согласно отчету, самолет представлял собой деревянную лодку с крыльями без двигателей и винтов (далее - цитата).
"К бортам лодки прикреплены неподвижно две четырехугольные деревянные рамы, которые предполагается обтянуть шелковой тканью (крылья). В кормовой части находится руль с двойным движением вверх, вниз и в стороны. В носовой части и с боков предполагаются три винта для перемещения аппарата вперед по горизонтальному направлению. Винты приводятся в действие 3-мя паровыми машинами (в большинстве описаний указано, что на самолете Можайского стояли две паровые машины, одна из которых работала на два винта, прим. В.К.).
Аппарат установлен на 4-х стойках с колесиками. Крылья и руль прикреплены к корпусу, но не обшиты материей, которой имеется в сложенном виде около 3400 квадратных футов. Кроме того имеются различные мелкие принадлежности, как-то блоки, приводные ремни, передаточные колеса и т.д".
Таким образом, из описания ясно, что даже к моменту смерти конструктора и через восемь лет после "испытаний" аппарат был далек от завершения.
Рисунок из "привилегии" (патента) Можайского на "воздухоплавательный снаряд", полученной им в 1880 году. Для наглядности я воспроизвел его в цвете.
Облик самолета Можайского согласно словесному описанию автора, сделанному для членов комиссии в 1883 году.
Самолета Можайского перед испытанием на фантазийном рисунке Константина Арцеулова, сделанном для журнала "Крылья Родины" в начале 1950-х годов.
Можель самолета Можайского, построенная для испытаний в аэродинамической трубе ЦАГИ. Она не очень точная, поскольку снбжена элеронами, которых не было в оригинале.
Комментарии (0)