Ровно 325 лет назад, 20 октября 1696 года (по старому стилю) московская боярская дума по инициативе молодого царя Петра приняла историческое постановление "Морским судам - быть!", ознаменовавшее начало строительства российского морского флота. Этому предшествовало взятие в июле тогоже года турецкой крепости Азов, благодаря чему Россия получила выход в Азовское, а значит и в Черное море.
По странному совпадению это произошло ровно за 220 лет до катастрофы "Императрицы Марии". В эти временные рамки можно уложить богатую историю царского, а с 1721 года - императорского военно-морского флота. Причем его первые полтора века были полны выдающихся побед, а последние 70 - мягко говоря - не очень.
Почему-то, когда корабли из парусных превратились в паровые, а пушки - из гладкоствольных - в нарезные, удача от русских моряков отвернулась. И с тех пор существенных успехов им удавалось достигать только в деле минных постановок. Не знаю, с чем это связано, ведь, вроде бы, наши старались не отставать от технического прогресса, средств на флот не жалели, матросов и офицеров старательно готовили, но как будто что-то сломалось. И произошел этот слом во время Крымской войны.
Конечно, можно сказать, что просто Фортуна отвернулась, но это объяснение метафизическое и в сущности бессмысленное. А у вас есть какие-то мысли по этому поводу?
На заставке - Петр Первый в 1696 году на Воронежской судоверфи возле строящейся галеры "Принкипиум", картина Юрия Кушевского.
Один из первых кораблей петровской Каспийской флотилии - 36-пушечный галеас "Апостол Петр".
Первый российский линейный корабль - 58-пушечный "Гото Предестинация", построенный в Воронеже для Черноморской флотилии в 1705 году. Интересно, что его первоначальный экипаж был набран из пленных шведов.
Комментарии (0)