Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Пулеметный автобус



5 февраля 1915 года, через полгода после начала Первой мировой войны, на вооружение британских королевских ВВС поступил Vickers F.B.5 "Gun Bus" - первый в мире самолет, специально созданный в качестве машины для воздушного боя, то есть, истребителя.

Все остальные ранние истребители - французские "Мораны", "Ньюпоры", немецкие "Фоккеры" и ряд других разрабатывались на базе довоенных многоцелевых или спортивных машин, а известный оружейный концерн "Виккерс", точнее, его авиационное подразделение, решил сделать специальную машину под пулемет.

В соответствии с тогдашними представлениями о том, как должен выглядеть истребитель, аппарат был двухместным и довольно крупным. В передней кабине сидел стрелок с укрепленным на шкворне подвижным пулеметом "Льюис", а в задней - пилот. Самолет имел бипланную схему с ферменным фюзеляжем и толкающим винтом, весьма распространенную в те времена как в Англии, так и во Франции. По этой схеме, в частности, строились знаменитые "Фарманы", "Вуазены" и "Бреге".

Главным достоинством машины был крупный бензобак, обеспечивший ей продолжительность полета аж в четыре с половиной часа. По современным критериям "Ган бас" можно было бы отнести к тяжелым барражирующим перехватчкам, который должен был патрулировать над линией фронта или над охраняемым объектом в ожидании появления вражеских разведчиков или бомбардировщиков.

Собственно, большой длительностью полета его достоинства исчерпывались, поскольку летные характеристики аэроплана были довольно низкими, даже по тем временам. 100-сильный ротативный мотор "Гном-Моносупап" в сочетании с никудышной аэродинамикой не позволял развивать скорость болеее 113 км/ч, потолок не превышал 2700 метров, причем эту высоту аэроплан набирал почти полчаса.

С такими показателями гоняться за вражескими аэропланами (кроме самых старых) было, в общем, бесполезно, однако, за неимением лучшего истребитель запустили в серию и построили 120 экземпляров, а еще 75 штук сделали по английскому заказу на французской фирме "Даррак".

В течение 1915 года "Ган басы" поступили на вооружение одиннадцати скуадронов британских ВВС, воевавших на Западном фронте. И несмотря на низкие летные данные, их летчикам порой удавалось одерживать воздушные победы, а экипаж в составе пилота Лайонела Риза и стрелка Джеймса МакКинли Харгривза даже стал первым в английской авиации "парным асом", сбив пять германских аэропланов.

Появление на фронте летом того же года немецких одноместных истребителей "Фоккер-Айндеккер", вооруженных синхронными пулеметами, сразу перевело "Ган бас" в разряд летающих гробов, поскольку немецкая новинка обладала значительным превосходством в скорости и скороподъемности. "Фоккер" легко догонял F.B.5, заходил ему в хвост и безнаказанно расстреливал со стороны незащищенной задней полусферы. Тем не менее, "Ган басы" применялись в частях первой линии до конца года, после чего уцелевшие машины были переведены в тыловые учебные подразделения.


На заставке - "Ган бас" в британском авиационном музее.




Серийный "Ган бас" без вооружения, фото из архива фирмы "Виккерс".


Вверху - "Ган бас" в типичной окраске, точнее - в ее отсутствии. Самолет имел цвета матеивлов, из которых он был сделан, - лакированного дерква, стали, алюминия и сурового полотна, покрытого желтоватым аэролаком.
Внизу - "Виккерс" F.B.6 - улучшенная версия "Ган баса", которая на деле оказалась не лучше, а потому в серию не пошла.

Немецкие солдаты осматривают сбитый и сгоревший "Ган бас".

Источник: Пулеметный автобус
Автор:
Теги: ВВС авиация англия Первая мировая история автобус алюминий английский

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства