5 февраля 1915 года, через полгода после начала Первой мировой войны, на вооружение британских королевских ВВС поступил Vickers F.B.5 "Gun Bus" - первый в мире самолет, специально созданный в качестве машины для воздушного боя, то есть, истребителя.
Все остальные ранние истребители - французские "Мораны", "Ньюпоры", немецкие "Фоккеры" и ряд других разрабатывались на базе довоенных многоцелевых или спортивных машин, а известный оружейный концерн "Виккерс", точнее, его авиационное подразделение, решил сделать специальную машину под пулемет.
В соответствии с тогдашними представлениями о том, как должен выглядеть истребитель, аппарат был двухместным и довольно крупным. В передней кабине сидел стрелок с укрепленным на шкворне подвижным пулеметом "Льюис", а в задней - пилот. Самолет имел бипланную схему с ферменным фюзеляжем и толкающим винтом, весьма распространенную в те времена как в Англии, так и во Франции. По этой схеме, в частности, строились знаменитые "Фарманы", "Вуазены" и "Бреге".
Главным достоинством машины был крупный бензобак, обеспечивший ей продолжительность полета аж в четыре с половиной часа. По современным критериям "Ган бас" можно было бы отнести к тяжелым барражирующим перехватчкам, который должен был патрулировать над линией фронта или над охраняемым объектом в ожидании появления вражеских разведчиков или бомбардировщиков.
Собственно, большой длительностью полета его достоинства исчерпывались, поскольку летные характеристики аэроплана были довольно низкими, даже по тем временам. 100-сильный ротативный мотор "Гном-Моносупап" в сочетании с никудышной аэродинамикой не позволял развивать скорость болеее 113 км/ч, потолок не превышал 2700 метров, причем эту высоту аэроплан набирал почти полчаса.
С такими показателями гоняться за вражескими аэропланами (кроме самых старых) было, в общем, бесполезно, однако, за неимением лучшего истребитель запустили в серию и построили 120 экземпляров, а еще 75 штук сделали по английскому заказу на французской фирме "Даррак".
В течение 1915 года "Ган басы" поступили на вооружение одиннадцати скуадронов британских ВВС, воевавших на Западном фронте. И несмотря на низкие летные данные, их летчикам порой удавалось одерживать воздушные победы, а экипаж в составе пилота Лайонела Риза и стрелка Джеймса МакКинли Харгривза даже стал первым в английской авиации "парным асом", сбив пять германских аэропланов.
Появление на фронте летом того же года немецких одноместных истребителей
На заставке - "Ган бас" в британском авиационном музее.
Серийный "Ган бас" без вооружения, фото из архива фирмы "Виккерс".
Вверху - "Ган бас" в типичной окраске, точнее - в ее отсутствии. Самолет имел цвета матеивлов, из которых он был сделан, - лакированного дерква, стали, алюминия и сурового полотна, покрытого желтоватым аэролаком.
Внизу - "Виккерс" F.B.6 - улучшенная версия "Ган баса", которая на деле оказалась не лучше, а потому в серию не пошла.
Немецкие солдаты осматривают сбитый и сгоревший "Ган бас".
Комментарии (0)