
Ровно 100 лет назад, 11 сентября 1925 года, из сборочного цеха московского автозавода АМО (будущий ЗИЛ) выехал первый российский автобус, сделанный на базе полуторатонного грузовичка АМО-Ф15 (копия итальянского FIAT-15Ter), запущенного в серию годом ранее. 24 сентября он был представлен на Первой советской автомобильной выставке, открывшейся в Центральном парке культуры и отдыха.
По вместимости этот автомобиль, скорее, соответствовал маршрутке, поскольку он имел всего 12 пассажирских мест (позже, за счет отказа от задней двери, в салон втиснули 14 сидений), а с учетом "стоячих" пассажиров — до 20. Четырехцилиндровый двигатель мощностью 35 лошадиных сил позволял развивать скорость на мощеных дорогах — до 50 км/ч, а на грунтовках — 40-45. При при этом он был довольно прожорлив, потребляя 28 литров бензина на 100 км. пробега.
Несмотря на столь скромные показатели и довольно высокую себестоимость, первенец российского автобусостроения после успешных ходовых и эксплуатационных испытаний был запущен в серию, а в следующем году — вышел на линии в Москве, где до этого использовались 35 импортных английских автобусов фирмы "Бритиш Лэйланд" .
Всего за пять лет было построено 192 автобуса АМО, что составлядо чуть больше 3% от выпуска грузовиков той же марки. Помимо Москвы и Подмосковья, они эксплуатировались в Киеве, Минске, Вятке, Перми, Челябинске, Томске, Туле, Красноярске, Иркутске, Нижнем Новгороде и целом ряде других городов. Правда, в большинстве из них автобусный парк состоял всего из нескольких машин. Например, по Челябинску в конце 1920-х годов ездили всего два общественных автобуса, а по Перми — пять. Разумеется, ни о какой регулярности движения речи не было.
Выпуск автобусов АМО-Ф15 (Интересно, что пассажирская модификация автомобиля не имела собственного обозначения и во всех документах проходила под тем же буквенно-цифровым индексом, что и грузовик) продолжался до 1931 года, а эксплуатация — примерно до конца 1930-х, после чего их заменили более совершенными машинами. К сожалению, до наших дней ни один такой автобус не сохранился.
На заставке — первый российский автобус АМО-Ф15, а также — рабочие и инженеры завода АМО, которые участвовали в его постройке.

Шасси АМО-Ф15, на которое монтировали самые разные кузова — от простой грузовой платформы до стального бронекорпуса с поворотной башней броневика БА-27.

Сборка деревянных автобусных кузовов на заводе АМО.

Место водителя и пассажирский салон АМО-Ф15 при виде сквозь лобовое стекло. Как видите, этот автобус, как и грузовик, был праворульным.

Серийные автобусы на складе готовой продукции, 1927 год.

Пассажирский АМО-Ф15 на окраине Москвы.

Троице-Сергиева лавра в начале 1930-х годов. Внизу виден автобус АМО-Ф15 с однодверным вариантом кузова.

Коллекционная модель автобуса, на которой можно увидеть один из вариантов его окраски.

Модель однодверной модификации в другой расцветке.
Комментарии (0)