Ровно 90 лет назад, 3 декабря 1931 года, состоялся первый полет "комбинированного самолета", сделанного по проекту летчика и инженера В.С. Вахмистрова под кодовым наименованием "Звено-1". Людям, увлеченным историей авиации, конечно, знакома, эта конструкция, а остальным скажу, что она представляла собой тяжелый бомбардировщик ТБ-1 и два укрепленных на его крыле истребителя И-4. Впоследствии ТБ-1 сменили на более грузоподъемный ТБ-3, а число истребителей на нем довели до пяти.
Эти, как тогда говорили, "паразитные" истребители предназначались для защиты бомбардировщика от перехватчиков в глубине вражеской территории, то есть, там, куда они самостоятельно долететь не могли из-за нехватки топлива. В случае опасности пилоты истребителей по сигналу командира экипажа бомбардировщика заводили моторы, расцепляли крепления, взлетали прямо с крыла и вступали в бой, защищая своего носителя. Скорости ТБ-1 и ТБ-3 было достаточно, чтобы они могли стартовать без разбега.
Однако эта идея, на первый взгляд, разумная, на проверку оказалась мертворожденной, поскольку гораздо практичнее, проще и безопаснее было не возить истребители на бомбардировщике, а оснащать их дополнительными сбрасываемыми топливными баками, значительно увеличивающими дальность полета. Все участники Второй мировой войны в итоге пошли по этому пути, хотя попытки создания "звеньев" предпринимались и в США, где в качестве носителя выступал дирижабль.
Но в конце 1930-х годов проект "Звено" трансформировался в "Звено СПБ" - составной пикирующий бомбардировщик. В нем летающий авианосец доставлял к цели уже не истребители сопровождения, а истребители переделанные в пикировщики и способные прицельно поражать малоразмерные цели. Такая система являлась более эффективной, была принята на вооружение и даже применялась на начальном этапе Отечественной войны. Однако это уже другая история.
Истребитель И-4.
Отработка крепления истребителя на крыле ТБ-1.
Первый экипаж "Звена". Второй слева - автор конструкции Владимир Вахмистров, второй справа - пилот одного из истребителей Валерий Чкалов.
Закатка истребителя на крыло ТБ-1 по специальной деревянной аппарели.
Бомбардировщик ТБ-3 с тремя истребителями И-5. Установка центральной машины на фюзеляж была особенно долгой и сложной.
Комментарии (0)