Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Отринутый шанс



Предыдущую заметку про "деревянный утюг" ЛаГГ-3 можно дополнить упоминанием о другом самолете с тем же двигателем, который, в отличие от "Лагга", не был запущен в серийное производство и остался в забвении, несмотря на то, что он превосходил ЛаГГ по всем параметрам. От него отказались лишь потому, что он был не деревянным, а цельнометаллическим. Тогдашние кремлевские мудрецы и стратеги сочли это слишком большой роскошью, хотя, даже в таких "передовых" авиационных державах как Румыния и Польша в 1930-е годы истребители делали из металла.

Наверное, некоторые уже поняли, что речь идет о яковлевском И-30, который вышел на испытания в марте 1941 года и успешно их завершил. Условные воздушные бои И-30 с другим новейшим истребителем МиГ-3 показали полное превосходство яковлевской машины в маневренности, скороподъемности, устойчивости и легкости управления. Не даром Яковлев ранее специализировался на учебно-тренировочных и спортивно-пилотажных самолетах.

Но при этом И-30 обладал еще и исключительно сильным вооружением, гораздо более мощным, чем у любого советского истребителя времен Отечественной войны: три 20-миллиметровые пушки и два синхронных пулемета! Благодаря металлическому крылу, в его отъемных консолях удалось разместить две пушки ШВАК с солидным боекомплектом, а третья — стреляла сквозь вал редуктора.

В деревянное крыло истребителя вставить пушки и даже пулеметы было невозможно из-за большого объема элементов конструкции. Поэтому на МиГ-3 крыльевые пулеметы пришлось монтировать в наружных подкрыльевых  контейнерах, которые сильно портили аэродинамику и снижали летные характеристики. Неудивительно, что в июне 1941 года от них отказались, а на Як-1 и ЛаГГ-3 подобные попытки даже не предпринимались. После отказа от крыльевых пулеметов вооружение МиГ-3 стало очень слабым (всего три пулемета) и не идущим ни в какое сравнение с И-30.

А если вернуться к герою предыдущей заметки, то И-30 по массе конструкции (2550 кг) примерно соответствововал сильно облегченному ЛаГГ-3 11-й серии. Но при этом вооружение такого ЛаГГ-3 состояло всего из одной пушки и одного пулемета, дальность полета составляла лишь 610 километров (у И-30 — 985), максимальная скорость — 552 км/ч (у И-30 — 571), скороподъемность — 605 метров в минуту (у И-30 — 714). И это при том же моторе! Одним словом, почувствуйте разницу. Тем не менее ЛаГГ-3 выпускали четыре года и настрогали более 6500 штук, а И-30 остался в двух опытных экземплярах.

Это вполне соответствовало тогдашней советской концепции развития военной авиации, которую можно охарактеризовать тремя словами: "Больше, проще, дешевле!" То есть, количество у нас безусловно и безоговорочно предпочли качеству. Несомненно, эта концепция стала причиной гибели сотен, если не тысяч советских летчиков, вынужденных воевать на "утюгах", а также — того, что на сопоставление боевых счетов советских и немецких истребителей, воевавших на восточном фронте, как говорится, без слез не взглянешь.

На это у сталинистов есть один ответ, который я слышал уже множество раз: "Но мы же в конце концов победили и дошл до Берлина, а значит, концепция была правильной!" Что ж, наверное, с этим можно согласиться, если вопрос о цене победы оставить за скобками.



Чертежи первого и второго (справа внизу) прототипов И-30. Безусловно, это был лучший советский предвоенный истребитель, полностью отлаженный и готовый к запуску в серийное производство.

Первый прототип И-30 с выпущенными посадочными щитками.


Авария летчика-испытателя Самусева на первом прототипе И-30 из-за ошибки при заходе на посадку и попадания колесами в канаву за пределами ВПП.


Второй прототип, на котором было установлено вооружение и радиостанция, а маслорадиаторы перенесены в крыло. В случае принятия на вооружение ему должны были присвоить индекс Як-3, но в итоге его через несколько лет получил совсем другой самолет.


Источник: Отринутый шанс
Автор:
Теги: психология авиация Экономика Интербеллум история Великая Отечественная Политика ВВС ссср

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
— Пожалуйста, дай мне шанс, а мой возраст – это всего лишь цифры
— Пожалуйста, дай мне шанс, а мой возраст – это всего лишь цифры
17
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 12:16 24 ноя 2020
– Дай мне ещё один шанс, — умолял муж
– Дай мне ещё один шанс, — умолял муж
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 15:40 29 мар 2025
Жизнь дает нам шанс периодически
Жизнь дает нам шанс периодически
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 15:21 01 дек 2023
15 редких фото, дающих шанс подсмотреть, что произошло за миг до чего-то внезапного
15 редких фото, дающих шанс подсмотреть, что произошло за миг до чего-то внезапного
0
Женский каприз 10:27 18 ноя 2021
Вселенная всегда дает нам шанс
Вселенная всегда дает нам шанс
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 12:50 08 апр 2023
Полицейский дает пожилому мужчине один шанс, чтобы оправдаться. Его ответ – это гениально!
Полицейский дает пожилому мужчине один шанс, чтобы оправдаться. Его ответ – это гениально!
4
Интересный мир 04:05 21 фев 2017
Жизнь дает второй шанс…
Жизнь дает второй шанс…
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 14:54 31 авг 2024
Пока, Нагиев! Третий шанс Ларисы Гузеевой
Пока, Нагиев! Третий шанс Ларисы Гузеевой
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 08:00 21 авг 2022
Как ты отпугиваешь мужчин, даже не давая им шанс полюбить тебя
Как ты отпугиваешь мужчин, даже не давая им шанс полюбить тебя
2
Человек познаёт мир 16:11 24 июл 2022
Шанс избавиться от лишних волос навсегда: лазерная эпиляция
Шанс избавиться от лишних волос навсегда: лазерная эпиляция
0
Интересности 22:41 30 сен 2022
Последний шанс антифашистов
Последний шанс антифашистов
0
Артобоз 17:16 25 июл 2022
Когда появились ветряные мельницы и почему исчезли
Когда появились ветряные мельницы и почему исчезли
0
Жизнь прекрасна 17:40 Вчера

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства