Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Огненный перехватчик



Ровно 80 лет назад, 15 мая 1942 года, совершил первый моторный полет первый советский реактивный боевой самолет БИ-1, разработанный авиаконструкторами А.Я. Березнякои и А.М. Исаевым. Таким образом, СССР стал четвертой страной в мире после Германии, Италии и Великобритании, сумевшей спроектриовать, сделать и вывести на испытания реактивную машину. А у США к тому моменту подобных самолетов еще не было.

Интересно, что английский реактивный первенец Глостер "Пайонир" взлетел ровно за год до этого - 15 мая 1941 года. И хотя турбореактивная силовая установка "Пайонира" оказалась более перспективной, чем ракетный двигатель БИ, с точки зрения эстетики и аэродинамики наша машина, по-моему, выглядела куда более выигрышно и привлекательно. К тому же, "Пайонир" был чисто экспериментальным изделием, а БИ-1 в модификации ВС (войсковая серия) - боевым истребителем-перехватчиком, вооруженным двумя автоматическими пушками ШВАК.

Правда, случившаяся в марте 1943 года катастрофа третьего опытного экземпляра БИ, причину которой долго не могли установить, а также - проволочки с поставкой двигателей задержали постройку войсковой серии почти до конца войны. А к тому времени концепция машины утратила свою актуальность.

БИ-1 был "чистым" перехватчиком объектовой ПВО с высокой скоростью и скороподъемностью, но с очень ограниченным временем работы двигателя (не более полутора минут). Такая машина способна совершить одну-две атаки в районе аэродрома, после чего ей приходилось садиться по-планерному. К началу 1945 года налеты немецких бомбардировщиков на советские тыловые объекты давно прекратились, потому БИ-1 стал не нужен и программу закрыли.

На заставке - рисунок Андрея Жирнова.


Первый опытный экземпляр британского "Пайонира". Самолет еще не окрашен, на борту фюзеляжа видна наклеенная лента с температурными датчиками.


Самое раннее фото первого прототипа БИ-1, сделанное осенью 1941 года, когда истребитель с еще не установленным двигателем испытывался в планерной конфигурации. В воздух он поднимался на буксире.





Пятый опытный экземпляр БИ-1 (БИ-5). Самолет испытывался зимой 1942-43 годов на лыжном шасси.


Окраски первого, пятого и шестого прототипов БИ-1.


Хвостовая часть БИ-1 с раскапотированным двигателем и пушечная установка боевой модификации БИ-ВС (Войсковая серия). Из-за закрытия программы эта машина осталась недостроенной.


Ракетный двигатель Д1А-1100, стоявший на БИ-1. Аббревиатура расшифровывается как "Двигатель первый, азотнокислотный, с тягой 1100 кг".

Источник: Огненный перехватчик
Автор:
Теги: ВВС ссср авиация история экзотика Великая Отечественная

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства