Культура, история, искусство, шоу-бизнес

Огнедышащий сапог



Ровно 80 лет тому назад, 4 марта 1945 года, впервые поднялся в воздух истребитель И-250, он же МиГ-13 (да, советские авиаконструкторы были не суеверны), оснащенный очень оригинальной комбинированной силовой установкой, стостоявшей из поршневого мотора ВК-107, который, помимо обычного воздушного винта, вращал крыльчатку компрессора дополнительного воздушно-реактивного двигателя, установленного в хвосте фюзеляжа .

Эта необыкновенная химера появилсь на свет как альтернатива перехватчикам с ракетными двигателями, которые имели ничтожное время работы. Гораздо более эффективных, практичных и "долгоиграющих" турбореактивных двигателей к моменту начала разаботки И-250 в мае 1944 года у СССР еще не было. А англичане, у которых они уже были, их не поставляли. Американцам поставляли, а нам — нет.

Конечно, КПД реактивно-поршневой силовой установки, у которой значительная часть мощности бензинового мотора расходовалась на раскрутку компрессора, был довольно низким. Однако она позволяла истребителю на максимальном  режиме кратковременно повышать скорость до 820 км/ч и догонять любые вражеские бомбардировщики тех времен.

Это было значительно выше, чем у обычных поршневых машин с моторами аналогичной мощности и сравнимо со скоростями ранних турбореактивных истребителей, вроде английского "Метеора". Для сравнения, Як-9 с тем же мотором ВК-107 развивал всего 670 км/ч.

Но проблема МиГ-13 состояла в том, что свою максимальную скорсть он мог развивать в течении лишь нескольких минут, поскольку его реактивный движок отличался чрезвычайной "прожорливостью". Все остальное время полета ВРД был лишь мертвым грузом. А без него скорость машины не превышала 620 км/ч, что для 1945 года являлось уже далеко не выдающимся показателем. Также значительно снижалась скороподъемность и потолок.

И хотя самолет, прозванный аэродромными острословами характерный профиль "летающим сапогом", удачно прошел испытани и, несмотря на сложность, оказался вполне надежной машиной, его концепция была признана бесперспективной.

Поэтому, помимо двух прототипов, в 1946-47 годах было построено всего 10 серийных экземпларов МиГ-13 (первоначально заказали 28, но потом заказ урезали), которые поступили в опытную эксплуатацию в один из истребительных авиаполков Прибалтийского военного округа.

В 1950 году, когда в небе уже господствовали турбореактивные истребители, все МиГ-13 отправили на слом. Очень жаль, что ни одного экземпляра этой чертовски интересной машины не сохранили для музея. Впрочем, для коммунистических чиновников с их тупо-наплевательским отношениям к памятникам истории техники это было, увы, типично.

Главным итогом всей этой истории, на мой взгляд, было то, что советские авиаконструкторы, про которых многие пишут, что они якобы умели только копировать зарубежные образцы, смогли самостоятельно создать полностью оригинальную, вполне работоспособную и выдержавшую испытания конструкцию силовой установки, а также — самолет под нее. Как гласит девиз английского ордена Подвязки, "Пусть будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает".

На заставке — первый прототип И-250 на аэродроме.

Чертеж первого прототипа И-250/МиГ-13.

Компоновочная схема И-250.

Окраски первого и второго прототипов И-250/МиГ-13, а также — серийной машины, оснащенной радиостанцией.


Первый прототип И-250 на фоне ангара.


Первый прототип на аэродроме, вид сзади. Обратите внимание на регулируемые створки реактивного сопла.


Второй прототип.


Мотокомпрессорная установка И-250 с двигателем ВК-107 и осевым компркссором на испытательном стенде.


Крыльчатка компрессора и блок форсунок воздушно-реактивного двигателя И-250.

Источник: Огнедышащий сапог
Автор:
Теги: авиация история ВВС атомпанк ссср холодная война техника экзотика

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Как одеваются модные дизайнеры, задающие тренды: Когда сапожник не без сапог
Как одеваются модные дизайнеры, задающие тренды: Когда сапожник не без сапог
0
Человек познаёт мир 11:30 13 окт 2022
История современной моды: ботфорты. С чем они сочетаются?
История современной моды: ботфорты. С чем они сочетаются?
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 14:25 15 апр 2022
Почему римлянам запрещалось носить сапоги и штаны
Почему римлянам запрещалось носить сапоги и штаны
1
Человек познаёт мир 11:01 16 мар 2025
Как правильно хранить обувь, чтобы она была как новая после зимы
Как правильно хранить обувь, чтобы она была как новая после зимы
1
Человек познаёт мир 23:25 06 окт 2024
Как и с чем носить летние платья этой весной
Как и с чем носить летние платья этой весной
2
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 21:20 12 мар 2025
«Сапог для народа»: как в СССР появились кирзовые сапоги
«Сапог для народа»: как в СССР появились кирзовые сапоги
0
Человек познаёт мир 02:30 28 мар 2024
Зачем кладут туалетную бумагу в холодильник + еще 7 полезных советов по ее применению в хозяйстве
Зачем кладут туалетную бумагу в холодильник + еще 7 полезных советов по ее применению в хозяйстве
20
Человек познаёт мир 18:16 25 дек 2021
Кирзачи – что это и почему они стали такими знаменитыми?
Кирзачи – что это и почему они стали такими знаменитыми?
0
Сад огород дача и все самое интересное 20:00 02 фев 2018
Как правильно хранить обувь в шкафу
Как правильно хранить обувь в шкафу
0
Человек познаёт мир 07:48 19 май 2024
Добрая ПРИТЧА: Гость на Рождество
Добрая ПРИТЧА: Гость на Рождество
5
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 18:25 04 янв 2024
Время шить подарок всем подругам на 8 Марта. Такого точно у них нет
Время шить подарок всем подругам на 8 Марта. Такого точно у них нет
5
Советы по домоводству 12:15 03 мар 2021
Запреты и табу в Сингапуре
Запреты и табу в Сингапуре
0
Человек познаёт мир 02:20 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства