Ровно 140 лет назад, 3 ноября 1881 года каперанг российского флота Александр Федорович Можайский, уплатив пошлину в 450 рублей серебром, получил в Департаменте торговли и мануфактур патент или, как тогда говорили, "привилегию" на изобретенный им "воздухоплавательный снаряд" с паровыми двигателями.
Это был первый в России детально проработанный и в принципе вполне реализуемый проект аэроплана. Жаль только, что летать он не мог, о чем сам Можайский, увы, не догадывался. Изобретатель не знал, что для отрыва от земли спроектированного им летательного аппарата его двигатели должны были иметь, как минимум, втрое бОльшую мощность при том же весе. А в 80-е годы позапрошлого века подобных двигателей просто не существовало.
К прошению прилагался черно-белый схематичный чертеж, который я воспроизвел в цвете на заставочной картинке. Реально построенный самолет Можайского, судя по словесным описаниям очеидцев, значительно отличался от патентного чертежа и выглядел примерно так, как на нижнем рисунке. В частности, задние пропеллеры были того же диаметра, что и передний, а располагались они не у задней кромки и были "врезаны" в крыло примерно в первой трети хорды. Кроме того, плоскости при виде спереди имели небольшой изгиб
К сожалению, ни одной фотографии аппарата не существует. Судя по всему, Можайский не разрешал его фотографировать, опасаясь промышленного или военного шпионажа. Поэтому я не могу ручаться за точность картинки. В любом случае, амбициозное начинание не увенчалось успехом, но сама попытка, безусловно, достойна уважения.
Комментарии (0)