360 лет назад, 18 марта 1662 года, то есть, в эпоху Д`Артаньяна, по предложению знаменитого французского ученого Блеза Паскаля в Париже был пущен первый в мире городской общественный транспорт. Большие шестиместные и восьмиместные кареты регулярно ходили по установленному маршруту, перевозя людей за деньги. Фиксированных остановок не было, пассажиры садились и высаживались по желанию в любой точке пути, поэтому данный вид транспорта можно назвать конным маршрутным такси.
Всего таких карет было семь, они ходили по замкнутому кругу, а стоимость проезда составляла 5 су или 60 денье - не такие уж мелкие деньги, по тем временам. В экипажах разрешалось ездить только дворянам, буржуазии и духовенству, а степень благородства и буржуазности кучер-кассир определял самостоятельно, по внешнему виду пассажиров.
Этот вид транспорта просуществовал 13 лет и был упразднен в 1675 году из-за малого спроса и низкой рентабельности, так как богатые предпочитали ездить в собственных, либо наемных индивидуальных повозках или верхом. А бедных в кареты не пускали, да они и сами не горели желанием прокатиться, поскольку 5 су в те годы составлял средний недельный заработок парижского мастерового. К тому же, расстояния в тогдашнем Париже были несравнимы с размерами нынешних мегаполисов. Весь город можно было, не торопясь, пройти из конца в конец менее чем за час. В общем, "маршрутки Паскаля" намного опередили свое время..
А в России аналогичные городские экипажи впервые появились лишь через 185 лет, в 1847 году, причем - одновременно в Москве и Петербурге. В тогдашней столице это были закрытые многоместные кареты, названные на французский манер омнибусами, а в Москве - полуоткрытые повозки - "линейки", в которых пассажиры сидели на длинных скамейках, протянутых вдоль кузова.
Московская "линейка" 2-й половины XIX века. Кстати, никто не замечает ничего странного на этой фотографии?
Комментарии (0)